Джеффри Престон Безос - основатель интернет-империи Amazon.com
Более семидесяти лет журнал Time ежегодно выбирает человека года. В 1999 г. им стал основатель и лидер Amazon.com Джефф Безоc.
Он до сих пор гордится тем фактом, что окончил школу на пятерки. Джефф Безоc так и не побывал в Южной Америке и никогда не видел Амазонку, в честь которой и назвал свою компанию. Он покупает примерно 10 книг в месяц и читает примерно 3. Его проект, электронный магазин Amazon.com, входит в десятку наиболее посещаемых сайтов мира. А сам Джеффри Престон Безос вот уже шесть лет подряд удостаивается чести быть включенным в эксклюзивный список Forbes как один из 500 самых богатых людей мира. Правда, после того, как в 1999 году авторитетный журнал Time назвал Джеффа Безоcа человеком года, на что-то меньшее он вряд ли согласился бы.
Родился Джеффри Безос 12 января 1964 года в американском городке Альбукерке в штате Нью-Мексико. Его родственники по материнской линии были одними из первых поселенцев шатат Техас. Об изысканиях молодого Безоса можно прочитать в книге Как заставить работать неординарный интеллект: обучение одаренных детей в Техасе, где автор рассказывает о кубе бесконечности - конструкции из зеркал, позволяющих наблюдателю видеть отражения бесконечных миров. Купить куб бесконечности можно было и в магазине, однако ценник в $20 заставил молодую маму отказать Джеффри. Но ребенок быстро сообразил, что конструкцию можно собрать в домашних условиях, да и детали для нее дешевле покупать отдельно. Мир так устроен, что вам постоянно советуют купить товар и затем нажать кнопку, чтобы все заработало, - сказал довольный Джефф, демонстрируя матери построенный куб. - Но надо понимать, как все работает.
В поисках самого себя
Отличные оценки в школьном дипломе и интерес к науке позволили Безосу поступить в один из самых престижных университетов Америки - Принстон. Но на физическом факультете этого вуза Джефф Безоc впервые понял, что значит быть не первым в дисциплине, которую любишь всем сердцем. Движимый не столько разочарованием, что первое место в группе получить не удалось, сколько желанием попробовать себя в других сферах, студент Безос переводится на факультет компьютерных дисциплин.
Сразу после получения принстоновского диплома Безос отказывается от предложений Intel, Bell Labs и Andersen Consulting - и устраивается в молодое предприятие Fitel, основанное двумя профессорами Колумбийского университета. Эта компания намеревается совершить революцию на рынке финансовых сделок, ее ПО предназначено для того, чтобы помогать участникам финансового рынка играть на разнице в стоимости одних и тех же активов в разных странах.
Впрочем, проработав в Fitel два года, Безос понимает, что развить компанию до глобальных масштабов не удастся. На его резюме откликаются рекрутеры из фирмы Bankers Trust: но и там, несмотря на стабильную зарплату и неплохую должность, Безос все-таки чувствует, что это - далеко не предел его мечтаний. Стремясь к новизне, он вновь начинает искать работу, заявляя, что ни за что не хочет возвращаться в финансы.
Тем не менее, именно в этом секторе Джеффу предложат продолжить свою карьеру. Не ругайтесь, но есть одна очень интересная финансовая компания, которая вам наверняка понравится, - намекнул позвонивший в офис Безоса представитель агентства по найму персонала. Он не преувеличивал: очень интересной финансовой компанией оказалась D.E.Shaw, названная так в честь своего основателя, доктора технических наук и профессора компьютерных дисциплин Дэвида Шо.
Позже сам Шо будет вспоминать, что в Безосе его удивила полная развитость обеих половин мозга: Джеффри был технарем-программистом, который без труда мог понять принципы работы новой машины или детали нового программного пакета любой степени сложности. Но в то же время он был и креативщиком, человеком с развитым чувством вкуса, способным создавать нечто новое и получать от этого удовлетворение.
За 4 года своей работы в D.E.Shaw Джефф Безоc дослужился до должности старшего вице-президента (а также познакомился со своей будущей женой, Маккинзи - к слову, как и он, закончившей Принстон). Для многих карьера такого уровня в крупной компании является целью всей жизни; лишь некоторые мечтают пойти еще выше и занять должность президента. Безос же из своей компании ушел, в один прекрасный день открыв для себя Интернет.
Предчувствие изменений
1999-й стал годом рождения множества новых Интернет-компаний. Большинству удавалось выжить, и тогда они начинали расти буквально как на дрожжах. За этот год жители Земли купили на 15 млрд. долл. товаров online, а в секторе бизнес-бизнес эта цифра достигла 109 млрд. долл. И хотя это лишь небольшая доля от общего объема торговли (2,7 трлн. долл.), электронный бизнес стремительно врывается во все сферы жизни.
Каждый раз, когда в экономике назревает землетрясение, есть люди, которые чувствуют его приближение еще до начала толчков. Джеффри Престон Безос обладает как раз таким талантом: впервые столкнувшись со всемирной компьютерной паутиной, он разглядел то, чего почти никто не видел, - ее финансовое будущее. Были и другие, кто предчувствовал нечто подобное (например, Пьер Омидьяр из еВау), но видение Безоса было столь четким, а его сайт Amazon.com столь элегантным и привлекательным, что практически с первого дня именно он стал символом электронной коммерции. Поэтому Безос и был выбран человеком именно 1999 года, когда электронный бизнес начал свой стремительный рост.
Само название Amazon происходит от имени известной реки Амазонки. Ее бесконечные полноводные притоки - прекрасный символ компании, продающей сегодня все подряд - от источников питания до компакт-дисков - и постоянно расширяющей сферы своего влияния. Главное преимущество электронного способа торговли - минимальные издержки в процессе привлечения новых покупателей.
Начало
На дворе - 1994 год, Интернетом в мире интересуется всего около 38 миллионов пользователей. Она еще не стала обиходным термином среди тинейджеров и домохозяек, а подключаются к ней в основном студенты технических вузов и энтузиасты, способные в одиночку собрать компьютер и знающие, как работать с модемом. Безос, впрочем, заинтересовал потенциал Сети: он до сих вспоминает, как однажды вечером прочел, что за год число пользователей Интернета увеличилось на 2300% и решил, что это уникальная возможность, которую нельзя упускать. Изучив 20 разновидностей продуктов, которые можно было заказывать по почте, он остановился на книгах, потому что каталоги многих магазинов уже были переведены в электронный вид. В июле того же года Джефф с женой отправился в Сиэтл, арендовал там небольшую двухкомнатную квартиру, а офис разместил в гараже. Денег не хватило даже на мебель: ему пришлось сколачивать книжные полки из обычных досок.
Однако не все увидели в этом революционный подход. Работодатели Безоса оказались не готовыми к такому риску, и идея не нашла в Shaw поддержки. Джеффри пришлось выбирать: либо отказаться от своего замысла, либо делать все самому. Последнее означало лишиться отличной работы, надежных перспектив, потерять все, что он зарабатывал на протяжении нескольких лет. Но Джеффри Безоса это не испугало. Уволившись из Shaw и заручившись поддержкой жены, он взялся за дело.
4 июля Джефф с супругой прилетели в Техас. Оттуда уже машиной направились в Сиэтл, где их ждала встреча с крупным оптовиком Ингрэмом и возможность применить свои таланты в деле. Все происходило в такой спешке, что даже бизнес-план составлялся в дороге, пока жена вела машину. Изначально компанию решили назвать Кадабра (Cadabra), от магического слова «Абра-Кадабра». Но после ряда обсуждений, и предположений, что Cadabra.com может у многих вызвать ассоциацию с cadaver (тело, труп), имя сменили на Amazon, в честь великой Южноамериканской реки.
Своим инвесторам Безос честно сказал, что шанс потерять все вложения составляет примерно 70%, но родители Джеффа, вложившие в дело $300 000, верили в сына. «Мы делали ставку не на Интернет», - сказала через несколько лет мать Безоса. - Мы ставили на Джеффа». К концу декады, будучи владельцами 6% акций компании, они стали миллионерами. К настоящему времени корпорацию делили трижды, и теперь в руках семьи Безосов находится примерно треть активов Amazon.com.
Изначально магазин обосновался в гараже обычного дома с двумя спальнями. Джефф установил три компьютера Sun Microstations на столы, сколоченные собственными руками из фрагментов дверей. Провода и шнуры с помощью удлинителей протянули прямо в гараж. Когда прототип сайта был готов и запущен, Джефф попросил 300 человек из числа своих друзей и знакомых протестировать проект. Проверка прошла на ура - система работала прекрасно на всех платформах. И 16-го июля 1995 года Безос открыл сайт миру, попросив всех друзей распространять информацию везде, где смогут. В течение 30 дней Amazon.com работал без рекламной поддержки в прессе, продажа книг производилась для всех 50 американских штатов и для 45 зарубежных стран. К сентябрю продажи магазина составили 20 000$ в неделю.
Джеффри Безос со своей командой продолжал совершенствовать сайт, вводя в обиход ранее несуществовавшие понятия one-click shopping (покупка одним кликом), customer reviews (отзывы клиентов) и e-mail order verification (подтверждение заказа по e-mail). Бизнес рос так быстро, что создатель магазина был поражен сильнее всех. Когда о компании всерьез заговорили в 1997 году, скептики выразили серьезные сомнения, что новичок на книжном рынке, да еще и работающий исключительно в Сети, сможет удержать свои позиции после появления в Интернете таких представительств лидеров рынка, как Barnes and Noble, Borders. Но два года спустя рыночная стоимость акций и других активов «Амазона» была больше, чем суммарная стоимость акций двух его крупнейших конкурентов. Так же компания заключила сделку с «Бордерс», которая не могла в одиночку справиться со своим интернет-трафиком.
Поначалу Безос старался как можно быстрее увеличить долю рынка, вкладывая в дело все, что получал. Когда Аmazon.com превратился из самого большого книжного магазина на планете в крупнейший универсальный магазин, скептики заговорили о том, что «Амазон» разрастается слишком быстро. Темпы роста на самом деле опережали планы Джеффа, несмотря на это, он продолжал поддерживать шесть основных ценностей: верность клиенту, право собственности, активность (стремление к действию), экономность, высокие запросы к поступающим на работу и новаторство. «У нас все вращается вокруг клиента», - говорил создатель Amazon. - Наш магазин - это то место, где люди могут найти и купить все, что только можно пожелать, не отходя от компьютера». «Амазон» постепенно вводил в продажу музыкальные CD, видео, игрушки и электронику. Когда другие интернет-магазины начали появляться как грибы после дождя, Аmazon.com провел серьезную реструктуризацию. Это помогло остаться на плаву даже тогда, когда остальные прогорали и сходили с дистанции.
В апреле 1998 года «Амазон» покупает Internet Movie Database (IMDb) - гигантскую базу данных о фильмах, актерах, телешоу и видеоиграх. Превращение IMDb из общенародного некоммерческого сайта в бизнес-машину было воспринято многими пользователями, как пощечина. Но, как показало время, ничего страшного не произошло. Основной контент IMDb остался бесплатным, за небольшую плату ($100 в год) клиент получал более удобный интерфейс, расширенный поиск и несколько других приятных плюшек.
В 1999 году была также куплена система Alexa Internet. Эта сделка обошлась в 250 миллионов долларов. На сегодняшний день Alexa представляет собой интересный сплав поисковой машины и базы данных о различных сайтах. При помощи специальных тулбаров, размещенных на страницах ее партнерской сети, она собирает информацию о количестве трафика, проходящего через эти ресурсы. Данные очень точны, и количество сайтов в этой сети огромно. Alexa Internet сотрудничает с сервисами Google и Open Directory, что делает этот рейтинг по настоящему авторитетным.
В том же 1999 году известный журнал Time назвал Джеффри Безоса человеком года.
В октябре 2002-го года «Амазон» занялся еще и продажей одежды, заключив контракты с известными лейблами, среди которых такие титаны, как The Gap, Nordstrom и Land’s End. Так же магазин открыл через свой сайт доступ к е-шопам своих партнеров: Borders, Toys R Us и другим.
А в сентябре 2003 года «Амазон» представил собственную систему поиска A9. Поисковик отличается от других подобных систем рядом интересных деталей. Например, А9 стал первым поисковиком, ориентированным на поиск товаров среди огромной сети интернет-магазинов. Поисковик помогает находить не только товары, но и вести поиск внутри книг. Пользуясь доступом к Google, A9 неплохо ищет инфу и в Интернете. Одновременно с новой поисковой системой, «Амазон» открывает продажу спортивных товаров - более 3000 различных брендов.
В 2004-м году компания купила Joyo.com - крупный китайский интернет-магазин, что значительно расширило влияние «Амазона» в Азиатских странах.
Джеффри Безос является постоянным участником журнала Forbes, который составляет список самых богатых людей Планеты. Правда, если в 1999 году он занимал 19 место с капиталом в 10 миллиардов доллардов, в 2005 он только на 41-м, владея 4,8 миллиардами.
Рабочий день Джеффа Безоcа
Как проходит жизнь миллиардера и генерального директора одной из самых успешных интернет-компаний сегодня? Несмотря на огромное состояние и крупный пакет акций компании, Джеффри конвертировал ценные бумаги в наличность всего один раз, продав акций на сумму $23 млн. После этого семья купила дом на берегу озера Вашингтон и обновила автопарк. Сам Джеффри все больше времени посвящает благотворительности; как любит шутить его жена, тратить деньги иногда оказывается труднее, чем зарабатывать.
Каждый день в почтовый ящик гендиректора Amazon ложится электронное сообщение с объемами продаж за предыдущий день. Безос традиционно читает свой e-mail сам и нередко отвечает на интересующую его корреспонденцию с адреса jeff@amazon.com. И он по-прежнему любит ходить в оффлайновые магазины - хотя и не скрывает того, что большинство покупок делает на собственном сайте.
Детище Джеффри Безоса является сегодня крупнейшим интернет-магазином в мире. Да что там крупнейшим интернет-магазином! Amazon.com один из крупнейших ритейлеров вообще.