«…Моя фамилия есть в справочниках. Очень старая русская. Чичвариться - кичиться, выставлять себя напоказ. Понтоваться. Ходить гоголем. Ну в таком позитивном ключе…»
Евгений Чичваркин - экс-совладелец крупнейшей компании, работающей на рынке сотового ритейла.
Евгений известен своими нестандартными методами руководства и экстравагантным поведением. Компания выпускала первоапрельские пресс-релизы, вышучивая экс-президента Евросети, в письмах к сотрудникам Евросети Евгений использовал нецензурную лексику, сотрудницы компании снимались раздетыми для корпоративного календаря, на праздники конкуренты компании получали в подарок фаллоимитаторы, а финотчетность компании может быть выполнена в виде сказки.
Евгений Чичваркин является любителем таланта писательницы Айн Рэнд и ее книги Атлант расправил плечи. Это единственная книга, чтение которой было разрешено в рабочее время любому сотруднику.
Старт бизнеса
Евгений Чичваркин родился в 1974 году в Москве. Его отец - пилот гражданской авиации, мама - экономист в министерстве внешних экономических связей. Его интересовало все: рок-музыка, вечеринки, заумные книжки.
Иметь много денег тоже хотелось уже с детства. Когда его спрашивали, кем он хочет быть, он задавал встречный вопрос: «А кто больше всех зарабатывает?».
Друг детства, с которым он жил в одном доме и ходил в один детский сад, будущий партнер по бизнесу Тимур Артемьев утверждает, что в школе № 28 Евгений Чичваркин был одним из самых способных учеников. «Он не был совершенством, но был одним из лучших, – вспоминает Артемьев. – С одной стороны, это позволяло чувствовать себя победителем, но, с другой стороны, приходилось драться, и драться серьезно, с самыми серьезными противниками».
Артем Перевозчиков (будущий коллега по «Евросети» Тимура и Евгения), с которым Женя подружился в старших классах, вспоминает, что будущий совладелец «Евросети» постоянно писал за него контрольные по математике – друзья обычно сидели за одной партой, а с математикой у Перевозчикова были проблемы.
В конце школы Евгений Чичваркин уже начал торговать. Сигареты «Космос» стоили 70 копеек, но одноклассники готовы были покупать их по рублю – в ближайших магазинах их постоянно не хватало. Чичваркин не курил, но ходил за сигаретами в соседний микрорайон, где они всегда были в продаже, потому что там стояли незаселенные новостройки.
Потратив не более десяти минут, он получал по 30 копеек с пачки. Уже тогда такое «появление денег из ничего» его вдохновило.
То же самое он проделал с грампластинками и лаком для ногтей.
Когда пришло время выбирать институт, выбрал Государственную академию управления.
Учась в академии, Чичваркин начал торговать на рынке в Лужниках.
Евгений быстро ловил азы торговли и вскоре среди челноков стал считаться специалистом по сбыту «проблемного» товара, которого было немало – турки подделывали джинсы Levi’s так бессовестно, что забывали даже о петлях для пуговиц, а краска с курток слезала еще на прилавке.
Но Чичваркин мог продать все – даже пиджаки, у которых один рукав был короче другого.
На квартире родителей Евгений перебирал тюки с товаром. Заделывал дырки там, где они были не нужны. Прорезал там, где их не хватало.
Один их его старших коллег по торговле, спекулянт со стажем Леша, научил его ничего не боятся.
Леша привел Евгения Чичваркина на рынок и выдал задение: продать партию водки по цене на 10% выше. «Бери бумажку, напиши “послали нах…” и ставь крестики», – сказал Леша. Чичваркин подходил к каждой палатке и предлагал дорогую водку. Одни вежливо отказывались, другие действительно посылали на х… Но и в том, и в другом случае Чичваркин ставил крестик. Когда их набралось чуть больше двадцати, кто-то неожиданно заинтересовался товаром. Сделка состоялась – Леша поставил партию водки по завышенной цене, а Чичваркин заработал деньги.
По словам Чичваркина, после упражнения с крестиками суметь продать любой товар стало для него делом принципа. Задачу облегчало то, что конкуренты были на удивление неизобретательны. Куртки были всего двух расцветок – синие и черные. Продавцы на рынках вывешивали всего два образца, а Чичваркин – много, и хотя у него куртки были все тех же двух расцветок, выглядели они более представительно.
В технике продаж он равнялся на азербайджанцев: например, выходил из палатки навстречу покупателям. «Русские сидели в палатке, а я выходил прямо на середину прохода, – вспоминает Чичваркин. – Вижу, девушка идет в зеленой юбке, хватаю зеленую кофту: «Вам идет зеленый цвет, купите».
Помимо этого он еще гладил одежду перед продажей. У всех на рынке куртки висели мятые, а у Чичваркина – отглаженные. Только за счет этого их готовы были покупать на доллар дороже.
Евгений усовершенствовал презентацию товара. Из пдручного материала он соорудил конструкцию в форме буквы «Т», позволяющую размещать дополнительные вешалки с одеждой на высоте 4,5 метра над землей и размещать на одном квадратном метре в два раза больше товара, чем на двух.
Начало работы с сотовыми телефонами
Через некоторое время его школьный товарищ Тимур Артемьев позвал его работать в салон по продаже мобильных телефонов, которым он владел вместе со своим партнёром.
Салон со странным названием «Медиком», куда Чичваркин пришел работать продавцом, к тому моменту существовал уже полгода. Тимур открыл его на пару с неким Алексеем, владельцем охранного предприятия, с которым познакомился, когда ставил ему аппаратуру в машину.
Перед приходом Чичваркина посещаемость была несколько человек в день. После его появления в салоне объем продаж резко возрос, а точка, от которой были одни убытки, стала приносить прибыль.
Новвоведения Евгения Чичваркина
«Медиком» был типичным салоном связи, разве что телефоны продавали не дурно пахнущие молодые люди, а девушки. Чичваркин про сотовую связь ничего не знал, и вообще, первый телефон приобрел, когда уже работал в «Медикоме». Зато он сразу понял, что у магазина должно быть хорошее название, яркая вывеска и представительная витрина.
Он выложил на витрину все имеющиеся чехлы. Купил черной краски и перекрасил вывеску, стены магазина и даже урну у входа. Поменял коврик у двери. Поставил рекламный штендер перед магазином.
Пристроил вторую витрину и начал работать над расширением ассортимента, для чего провел опрос покупателей. Потом обзванивал поставщиков, чтобы найти заказанный товар.
Но самым удачным было размещение бесплатных объявлений в газете «Из рук в руки» от имени физического лица: «Продам телефон Nokia. Недорого. Женя». Позвонив по указанному телефону, покупатель попадал в салон. Эти бесплатные объявления зачастую работали лучше, чем платная реклама. Впрочем, тактика не была уникальной – так поступали многие.
Вскоре было решено сменить имя. Так «Медиком» стал «Евросетью».
К Новому Году магазин подошёл во всеоружии и предновогодние продажи были на высоте – учредители заработали около $20 тыс. Но в наступившем году стало понятно, что партнерам не по пути. Бизнес и его название пришлось делить – взгляды отцов-основателей на его развитие кардинально разошлись. Партнёр Тимура не хотел ничего менять, его всё устраивало.
В 1996 году Евгений окончил Государственную Академию Управления по специализации Управление экономикой. С 1996 по 1998 гг. он продолжал учиться в аспирантуре Академии.
В 1997 году Евгений Чичваркин создал холдинг Евросеть.
Стремительный рост сети салонов связи Евросеть начался после смены стратегии развития, основным направлением которой стало резкое снижение цен на мобильные телефоны. В 2002 г. количество торговых точек увеличилось до 11. Компания открыла более 100 салонов связи, в 2003 г. к этому числу добавилось еще 117 салонов, а в 2004-м - более 800 новых салонов связи Евросеть.
С 2001 по 2004 г.г. Евросеть заключает договора с вендорами и становится официальным партнером таких компаний, как LG, Motorola, Samsung, Siemens, Sony-Ericsson, Sagem, Philips, Pantech. Работая напрямую с основными производителями телефонов и аксессуаров, получая в процессе переговоров самые выгодные условия поставок, Евросеть продолжает вести политику низких цен.
2003 год ознаменовался началом активного регионального развития. Экономические показатели Компании в регионах показали максимальную эффективность этого бизнеса в городах России. Приход национального ритейлера на региональный рынок обеспечивает не только стимулирование интереса к сотовой связи и рост абонентской базы операторов, но и появление на региональном рынке настоящей конкуренции, повышение профессионализма местных торговых сетей, а также, что немаловажно, появление новых рабочих мест.
В конце 2003 года состоялся выпуск I транша векселей группой компаний Евросеть.
В феврале 2004 года - компания Евросеть переходит на новый виток деятельности, запуская в продажу цифровые фотоаппараты, MP3-плейеры и DECT-телефоны.
В апреле 2004 г. - выпущен II транш векселей. В октябре этого же года размещен облигационный заем компании общей номинальной стоимостью 1 млрд. рублей.
В этом же году открываются филиалы Украина и Казахстан. Юбилейный, тысячный салон Евросети открыт 7 декабря 2004 г. в Грозном.
Евросеть сегодня
Сегодня Евросеть - крупнейшая компания, работающая на рынке сотового ритейла и ведущий дилер крупнейших операторов связи. Группа компаний Евросеть насчитывает 16 региональных филиалов с развитой инфраструктурой местного управления. Основными направлениями деятельности компании является осуществление розничной торговли сотовыми телефонами, цифровыми фотоаппаратами, телефонами DECT, персональным аудио, аксессуарами, подключение к операторам связи в России, работа с московскими и региональными дилерами, и оказание информационных услуг клиентам. В компании работает более 30 тыс. человек. Ежемесячно салоны компании посещают порядка 45 млн. человек. 25 февраля 2004 г. Председателю совета директоров компании Евгению Чичваркину присуждена премия Персона года в номинации Руководитель ритейлового бизнеса. В апреле 2005 г. началось сотрудничество Евросети с компанией NOKIA.
В июне 2005 г. компания Евросеть удостоена награды Супербрэнд-2005, в октябре получила награду Брэнд Года/EFFIE 2005, а в декабре - Компания Года в номинации Деловая репутация.
Деятельность компании отмечена Дипломом Российского Фонда защиты прав потребителей.
22 сентября 2008 стало известно, что 100 процентов акций “Евросети” приобрела инвестиционная компания ANN, принадлежащая Александру Мамуту. Позже стало известно, что “Вымпелком” приобрел у Мамута 49,9 процентов головной компании “Евросети”.
По результатам сделки, стоимость компании составила $ 1,25 млрд. То есть, учитывая долговую нагрузку $ 850 млн., акционеры выручили примерно 400 миллионов долларов.
Многие посчитали, что это совсем небольшая цена. Нам так не кажется. Ритейл подпитывается кредитными ресурсами, это его кровь. А в период начавшегося кризиса с этой “кровью” начались серьёзные сложности.
Кроме того, капитализация многих крупных компаний сейчас стремительно упала. Чего стоит, например, продажа Михаилу Прохорову пакета акций (50 % минус 1 акция) “Ренессанс капитал” за $500 млн. Это при том, что в 2007 г. западные инвестбанки оценивали этот банк в $7-10 млрд.
Так что, можно сказать, Чичваркин и Артемьев очень вовремя и удачно вышли из игры, которая начала становиться всё опасней.