Кэлвин Кляйн (Calvin Klein) - великий американский модельер
Именно Кэлвин Кляйн сделал Америку одним из центров мировой моды. Он первым сделал джинсы для изысканных и респектабельных див, покорил мир духами Obsession, а вопрос, где носят женщины трусики — на талии или спускают до бедра, полагал одним из ключевых вопросов современности. Кляйн, воспитавший свой утонченный вкус в бедных кварталах нью-йоркского Бронкса, создал империю моды стоимостью более миллиарда долларов.
Кэлвин Кляйн добился своего успеха весьма своеобразным способом. Сугубо, к слову, американским. Сделав модную одежду частью массовой культуры. И если европейская haute couture пронизана духом привилегированности, — Кэлвин Кляйн подчеркивает, что это качество доступно любому, хотя его и не назовешь дешевым. В этом смысле он всего лишь произвел с модой то, что другие сделали с американской музыкой и кино: в результате к восьмидесятым годам Европа — скорее с пренебрежением, — но все же копировала американскую масскультуру. Мода не стала исключением.
Кэлвин Кляйн преподнес миру минимализм в одежде. При этом известность у широкой публики получил отнюдь не стилевыми решениями, а продвижением марки. В ней он использует эпатирующие рекламные образы, балансируя на грани дозволенного.
Вы, наверняка припоминаете, как герой фильма Назад, в будущее Майкл Фокс очнулся после перемещения в Америку пятидесятых. Тут-то его и окликает какая-то молоденькая девушка: Эй, Кэлвин. — С чего ты взяла, что меня зовут Кэлвин?. — Так это же на тебе написано — Кэлвин Кляйн.
В 1950-е, когда дизайнеры типа Кляйна еще не достигли миллионных масштабов, указание фамилии на одежде могло означать только одно — это и есть тот, кто в нее одет. К восьмидесятым, конечно, все изменилось. Но трудно не согласиться, например, с таким утверждением: данное вам при рождении имя ничего не говорит постороннему ни о вас, ни о ваших взглядах на жизнь. Однако имя чужое (Кляйна, например) расскажет куда больше. Это — пресс-релиз миру, обозначение статуса в обществе, эмоционального настроя, а также жизненных ожиданий.
На самомо деле создателей империи моды стоимостью более миллиарда долларов было двое — Кэлвин Кляйн и Барри Шварц. Они родились в нью-йоркском Бронксе в 1942 году в семьях мелких лавочников. Вряд ли стоит добавлять к этой обыкновенной американской истории, что первое знакомство с высокой модой происходило во время шоппинга.
Значительную роль в формировании чувства вкуса Кэлвина Кляйна сыграла его мать, которая всегда брала с собой сына в регулярные походы к портным. Однако, наибольшее влияние на будущую карьеру Кляйна оказала его бабушка, которая и научила его шить на швейной машинке. Первые модели одежды Кляйн создал еще в детстве. Все свое свободное время он проводил с иголкой в руках, карандашом и листком бумаги. Время шло, а желание Кельвина стать модельером становилось только сильнее.
После школы он поступил в Нью-йоркскую школу искусств и дизайна, где, правда, не вошел в число самых успешных учеников. Это обстоятельство ничуть не смутило Кляйна. Во время учебы в Высшей Школе Искусства и Дизайна и затем в Технологическом Институте Моды все усилия Кэлвин Кляйн направлял на то, чтобы стать модельером и создать свое собственное дело. Днем он проходил практику в ателье, весь день раскраивая костюмы, а по вечерам создавал свое собственное портфолио.
Это был один из самых трудных периодов в его жизни: денег катастрофически не хватало, и чтобы кошелек хоть иногда был чем-то наполнен, Кляйну приходилось работать уличным художником. Оставив в 1962 году стены тогда еще малоизвестного нью-йоркского института дипломированным специалистом, он два года ассистировал очень известному и успешному нью-йоркскому дизайнеру Дэну Миллштайну (Dan Millstein). После 1964 года Кляйн работал на различные компании, выпускающие пальто. Очевидно, это и утвердило первоначальную специализацию его собственного предприятия, которое честолюбивый Келвин открывает в 1968 году.
Как всегда, в ход событий, которые все более уверенно катились по чинно-унылой жизненной колее, вмешался случай. Трагический случай. Барри Шварц оказался невольным свидетелем убийства в супермаркете собственного отца. Душевная травма оказалась настолько сильной, что один заниматься этим бизнесом он уже не смог, или не захотел. А потому предложил Кэлвину (вместе с 50% акций в новом деле) разделить бремя ответственности и, главное, трудов.
Кэлвину не оставалось ничего другого, как согласиться: после 6 лет в дизайнерском бизнесе никакого финансового успеха, равно как и славы, он не стяжал. С трудом насобирав две тысячи долларов (одолжив еще десять тысяч у того же Барри), Кэлвин присоединился. Так родилась Calvin Clein, Limited.
Это был 1968 год. Буквально через пару дней после регистрации новой компании был убит Мартин Лютер Кинг. Гарлем погрузился в массовые и кровавые беспорядки. Супермаркет Шварцев был разграблен толпой. Отступать было некуда. И, главное, не на что.
Пять лет фирма ютилась на 7-й авеню в отеле средней руки пока наконец не был куплен Дан Милстейн и не состоялся переезд на более престижную 39-ю улицу в западной части Манхэттена. Примерно с тех пор определилась и специализация партнеров: Барри Шварц сосредоточился на финансах и менеджменте, оставив Кэлвину то, что у него получалось лучше, — мечтать и, по возможности, мечты материализовывать.
Конец шестидесятых — начало семидесятых в Америке было не самым лучшим временем для изысканных начинаний в области моды. Тенденция была другая — хипповать. Не приодеваться — как раз напротив раздеваться.
Только фортуна помогла Кляйну раскрутить самую первую свою коллекцию, сделанную на деньги, занятые у друга (а ныне компаньона) Берри Шварца. Келвин выставлял свою коллекцию на одном из этажей отеля. Коллекция буквально заворожила случайно попавшего в студию дизайнера вице-президента торгового дома «Бонвит -Теллер», фешенебельного магазина на Пятой Авеню, витрины которого оформлял Сальвадор Дали. Кляйн получает заказ на сумму в 50 тысяч долларов. Тогда же Кляйн и Шварц открыли компанию, начальный капитал которой составил всего $10 тыс.
Благодаря поддержке глянцевых журналов и байеров Кляйн смог представить собственную линию женской спортивной одежды уже к началу 70-х . Линия дополнилась женским прет-а-порте. Минималистичный дизайн и нейтральные оттенки моделей произвели в мире моды настоящую революцию. Модные обозреватели осыпали Кляйна лаврами за необычайно свежие, чистые линии кроя и мягкий лаконичный дизайн спортивных элементов. Гамма приглушенных оттенков в укороченных жакетах, слаксах и свитерах, крепдешиновые рубашки, полосатый шелк в сочетании с бархатом для дня — все это вызвало восторг у публики.
Благодаря нестандартному сочетанию дорогих, люксовых тканей и чистым линиям кроя Кляйн вошел в историю моды как король минимализма. В дальнейшем талант дизайнера Кляйна и предприимчивость Шварца стали основным капиталом марки, залогом потрясающего успеха творчества, помноженного на коммерческий расчет.
Кляйн Келвин посещал все вечеринки, проводившиеся в знаменитом нью-йоркском ночном клубе 70-х «Студио 54», где ночи напролет колобродил в компании Энди Уорхола, Бианки Джаггер и других отвязных богемных персонажей. Он по-черному пил, без конца экспериментировал с наркотиками, его личная жизнь была до крайности беспорядочна... Впоследствии Кляйн назвал эти годы своей жизни «просто безумными». При этом он ухитрялся еще и работать, и не просто работать, а с чрезвычайным коммерческим успехом.
С 1972 года Кляйн перешел к спортивной одеждой. Концепция, которой он при этом придерживался, была гораздо шире, чем просто создание чего-либо для бега трусцой. Это была одежда нового стиля жизни в условиях нарастающего феминизма. Причем в самой его агрессивной форме — американской. Женщины перестали сидеть дома, женщины активно устремились в бизнес, в офисы и в политику. Им хотелось найти новые, более универсальные, утилитарные и демократичные формы в одежде. И все это вместе не должно было выглядеть дешевым.
Кэлвин Кляйн это осознал. Пока европейские дизайнеры семидесятых все же в большей степени скрывали женскую фигуру под одеждой, Кэлвин Кляйн, напротив, подыгрывал женскому самолюбию. И на самом деле — ради чего все терзания с диетой и похуданием, если старания не видны окружающим.
Кэлвин Кляйн первым сделал модными джинсы — голубые, подчеркивающие линии тела, заигрывающие с демократизмом. Но при этом не позволяющие забыть о своем благородном происхождении. На телевидении их рекламировала пятнадцатилетняя, но уже весьма сексопильная Брук Шилдс. Слоган Между мной и моим Кэлвином ничего нет, двусмысленно произносимый красоткой, не оставил Америку безразличной. Пятидесятидолларовые джинсы (при средней цене на прочие джинсы в 25 долларов) для многих людей стали первым предметом одежды высокой моды.
В начале 80-х стартовала рекламная кампания джинсов «от Кляйна». До этого джинсы считались одеждой, не достойной внимания модельеров, — Кляйн был первым, кто попытался предложить публике «дизайнерские» джинсы. Рекламируя их, Келвин сделал ставку на сексуальность джинсовой одежды. Символом сексапила «от Келвина Кляйна» стала девочка-подросток Брук Шилдс. Она призывно улыбалась с рекламных фото: «Ты знаешь, что между мной и моими джинсами ничего нет?..»
В начале 80-х Кляйн Келвин занялся духами. Пожалуй, самым большим скандалом стала именно реклама, предваряющая вывод на рынок первого парфюма Obsession (1985). Фото обнаженной худенькой Кейт Мосс вызвало волну протеста против образа, который они сочли не только «педофильским», но и «анорексичным». Поверх щитов писали краской: «Накормите меня!». С тех пор знаменитые парфюмерные линии Obsession, Eternity, Escape, Contradiction прочно заняли место на полках магазинов. А аромат cK one (1994) стал первым в истории парфюмерии ароматом «унисекс» и до сих пор является лидером продаж всей парфюмерной линии Calvin Klein.
1992 год был ознаменован новым скандалом. На постерах полуобнаженная, тогда еще никому не известная 18-летняя Кейт Мосс сидела в обнимку с рэппером Марки Марком: юные, худые тела, похожие прически, лица... Обвинения посыпались одно за другим: Кляйну вменялось использование труда несовершеннолетних, создание съемок, близких к порнографическим, и дискриминация покупателей, чьи размеры не соответствовали представленным в рекламе. Предлагаемый размерный ряд джинсов Кляйна явно указывал на то, что они рассчитаны на подростков.
Запуск очередной рекламной кампании для джинсовой линии с использованием известного библейского сюжета Тайной вечери вызвал негодование не только простых обывателей. 13 полуобнаженных моделей, рекламировавших джинсы, изображали апостолов и Христа, что не могло не шокировать священнослужителей. Кляйну пришлось заплатить штраф и дать большое количество интервью. В августе 1995 года ФБР начало расследование по делу о пропаганде педофилии и сексуальной эксплуатации несовершеннолетних в рекламе дизайнера.
С начала 90-х Кэлвин Кляйн упрочил свое положение на рынке, создав Calvin Klein Europe, Calvin Klein Asia и Calvin Klein Japan. В 1999 году компания была выставлена на продажу. В качестве потенциальных покупателей назывались концерны LVMH и Gucci. Тем не менее в июне 2000 года Кляйн и Шварц пошли на попятную, изначально запросив слишком высокую цену — около $900 млн. Срыв сделки с Warnaco Group из-за недоговоренности об использовании торговой марки Calvin Klein вылился в колоссальную PR- кампанию марки.
Продажи в бутиках во всем мире взлетели. К 2002 году Calvin Klein, Inc. контролировала половину дизайнерского рынка джинсов. В том же 2002, после трех лет попыток, Кляйну удалось продать компанию. Теперь она будет принадлежать корпорации Phillips-Van Heusen. Стоимость сделки составляет около $400 млн. Из них $30 млн. стоит пакет акций компании и $200-300 млн. — роялти за право пользования торговой маркой. Кляйн будет принимать участие в решении ключевых стратегических вопросов, связанных с возможностью роста, общей дизайнерской политикой, позиционированием бренда и маркетинговой стратегией марки.
Личная жизнь Келвина Кляйна
Долгое время творчество модельера не оказывало никакого влияния на облик самого модельера. Облик и образ жизни Кляйна были далеки не только от изысканности, но и от скромного обаяния буржуазии. Его компаньон Барри Шварц красовался на раутах в строгих черных костюмах, поселился в респектабельном графстве Вестчестер, в благообразном окружении жены и трех ухоженных детей, коллекционируя марки, позже — породистых лошадей. Кэлвин, как прежде, предпочитал свободные блайзеры, свитера и рубашки без галстука.
В 1964 году он женился на Джейн Сентр, через десять лет развелся и начал беспорядочную жизнь нью-йоркского плейбоя. Знаменитая Студия-54, дискотеки вперемежку с визитами в клубы здоровья (все на алтарь стройной фигуры и вечной молодости, без которых плейбой быстро превращается в старую калошу). Он заявил в интервью Playboy: Я имел всех, кого хотел.
Не все, впрочем, было так уж безоблачно: в 1978-м он заплатил 100 тысяч долларов выкупа за похищенную дочь Марси.
Бурный образ жизни почти не отразился на деле. Зато изрядно подорвал здоровье: обильные возлияния часто перемежались приемами валиума, а затем сменились строгим медицинским режимом.
Излечение было отмечено второй женитьбой — на своей ассистентке Келли Ректор. И новыми духами Eternity (Вечность), — по выражению самого Кляйна, чистыми, романтичными и цветочными. Под стать была реклама. Он решил больше не эпатировать публику: Я совершил все провокации, которые можно было совершить, не доводя дело до ареста.
Точно назвать день и час их свадьбы сам Кляйн явно затрудняется. Его жена точнее: Это было в Риме то ли в 1986-м, то ли 1987-м в присутствии двух свидетелей. На мне был кремовый костюм из шелка и льна, перчатки и кружевная маечка. Роман случился на службе: в 1982 году Келли участвовала в разработке очередной коллекции женской одежды. Она подала кутюрье идею сделать женский вариант мужских кальсон. Как-то в пятницу они заработались допоздна и... отправились на week-end вместе.
Сегодня они живут в старом посеревшем от океанических ветров деревянном доме, крытом черепицей. Дом на Лонг-Айленде (в двух часах езды от Нью-Йорка) надежно укрыт в лагуне. Мне нравится здесь работать и размышлять.
В интерьерах дома Кэлвин предпочитает белое и черное. Повсюду фотографии Келли. Повсюду орхидеи. Убранство комнат почти аскетично, внутренняя геометрия лаконична до педантизма. Прежде мои вещи частенько находились в полном беспорядке. Сегодня предпочитаю точно знать, где и что находится.
Быть может, это влияние Келли. А может быть, жизненные принципы вошли в гармонию с принципами его эстетики. Минимализм — противоположность бедности.