Джованни Аньелли – создатель автомобильной корпорации FIAT
Скорее всего ни одна компания в мире не сыграла столь заметную роль в истории своей страны, как «Фиат» в истории Италии. Корпорация выпускает легковые, спортивные автомобили, грузовики, промышленную и сельскохозяйственную технику, а также владеет предприятиями, которые занимаются выпуском аэрокосмической продукции. На сегодняшний день «Фиат» входит в число ведущих автомобильных концернов мира.
Истоки успеха.
Основатель автомобильной династии Джованни Аньелли-старший родился 13 августа 1866 года в родовитой туринской семье. Джованни, отслужив 8 лет в кавалерии, подал в отставку, получил юридическое образование и решил посвятить себя предпринимательству. Ему понадобилось несколько лет, чтобы найти партнеров и убедить банкиров вложить средства в новое предприятие, прежде чем 11 июля 1899 года в Турине было основано «Акционерное общество автомобильного завода в Турине» («Societa Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino»), известное сегодня как «ФИАТ» (FIAT).
Джованни Аньелли с энтузиазмом брался за все направления — от маркетинга до испытания автомобилей в автогонках, везде проявляя недюжинные способности. И в итоге в 1902 году он фактически взял управление предприятием в свои руки.
Подлинный рывок «ФИАТа» начался в 1903 году, когда в Италии отменили тарифы на импортную сталь.
Джованни Аньелли предложил компаньонам взяться за производство не только легковых автомобилей, но и автобусов, грузовиков, трамваев, двигателей для самолетов и морских судов и даже оружия.
В 1911 году Италия объявила войну Турции и вскоре завоевала Ливию. Тут «ФИАТ» и пришелся как раз кстати со своими грузовиками, самолетами, винтовками, пулеметами, став поставщиком итальянской армии. Затем грянула Первая мировая война, и на компанию буквально обрушился золотой дождь — «ФИАТ» всю продукцию поставлял на монопольных условиях.
Аньелли с компаньонами отлично понимал, что война когда-нибудь закончится, и народу нужны будут недорогие автомобили. Еще во время военных действий на «ФИАТе» приступили к строительству грандиозного современного предприятия. Автомобильным сердцем «ФИАТа» было решено сделать новый завод «Линготто», возводившийся с 1916 по 1922 год. Это был крупнейший в Европе завод, располагавшийся на 5 этажах, на крыше которого находилась грандиозная испытательная площадка, включавшая в себя километровую трассу.
Первые неудачи.
Первая мировая война вывела «ФИАТ» не только в лидеры итальянского автомобилестроения, но и позволила стать в 1919 году крупнейшей компанией страны. Однако до Италии докатилась волна революционных выступлений пролетариата, центром которых стал промышленный Турин. Восставшие рабочие предложили Аньелли добровольно расстаться с собственностью, и он покинул «ФИАТ». Деятельность компании оказалась парализованной, и через некоторое время пролетарии попросили Аньелли вновь возглавить предприятие.
В 1922 году власть в Италии захватил Муссолини. Дуче, как и Адольф Гитлер, вовсю строил хорошие дороги, превращая миллионы итальянских крестьян и рабочих в потенциальных клиентов «ФИАТа». На что Аньелли ответил разработкой модели «F-500 Toppolino», выпускавшейся с 1935 по 1955 год практически без модернизации.
Этот маленький автомобильчик оказался столь удачным, что даже фашистская Германия приобрела лицензию на его производство.
Судьба жестоко отплатила Аньелли за успех в бизнесе. В 1935 году гидросамолет, в котором летел его сын Эдоардо, неожиданно свалился в штопор и разбился о волны. Чуть позже в автомобильной аварии погибла невестка Аньелли — Вирджиния Де Бурбон, одна из красивейших женщин того времени.
Осиротевших внуков — трех сыновей и четырех дочерей Джованни взял на свое попечение и решил воспитать по своему образу и подобию.
Особые надежды он возлагал на Джованни-младшего, названного в честь деда.
Конфликт в Испании, затем Вторая мировая война принесла «ФИАТу» огромные заказы на поставку военной техники. Аньелли, действуя во благо предприятия и сотрудничая с фашистской партией, вместе с тем умудрялся оказывать помощь итальянскому движению Сопротивления. Тем не менее работа на два лагеря не спасла «ФИАТ». В 1943 году режим Муссолини пал.
Немцы оккупировали север Италии, а союзники принялись бомбить производственные корпуса предприятия.
К окончанию Второй мировой предприятие Аньелли оказалось на грани краха. Точку в истории «ФИАТа» чуть не поставил Комитет национального освобождения, обвинив Аньелли в сотрудничестве с режимом Муссолини, второй раз лишив его собственного предприятия.
Отойдя от дел, Джованни Аньелли скончался 16 декабря 1945 года, оставив за собой звание самого выдающегося предпринимателя Италии первой половины 20 века.
После смерти Джованни Аньелли руководство компанией перешло его преемнику Витторио Валлетта, занимавшему пост президента два десятилетия. Послевоенное время стало тяжелейшей эпохой в истории компании. В 1966 году председателем «Фиата» становится внук его основателя Джованни Аньелли-младший. Благодаря инициативному Джанни корпорации удалось осуществить ряд проектов, которые позволили компании укрепиться на мировом рынке. Именно тогда «Фиат» подписал соглашение с Советским Союзом о строительстве Волжского автомобильного завода ВАЗ в городе Ставрополе-на-Волге. Позже город был переименован советским руководством, наверное, с долей иронии, в Тольятти (в честь человека чуть не погубившего «Фиат»). К концу 1970-х годов «Фиат» превращается в холдинг, объединяющий самостоятельные компании. Появляются «Фиат Дорожно-строительная техника», «Фиат Инжиниринг» и «Ивеко». В 1979 году образовывается Fiat Auto, куда входят марки Fiat, Lancia, Autobianchi и Ferrari. Позже к ним добавились Alfa Romeo и Maserati. В 1970-х и 1980-х «Фиат» становится абсолютным монополистом на итальянском автомобильном рынке.
Джанни Аньелли скончался в 2003 году. На его похоронах присутствовали 10 тысяч соотечественников и гостей, специально приехавших проводить «господина Fiat» (так часто называли Аньелли) в последний путь. Пост президента холдинга «Фиат» занял младший брат Джованни Умберто. Именно в это время компания оказалась на грани банкротства, резко снизились продажи автомобилей. К счастью, самые худшие прогнозы аналитиков о судьбе компании не оправдались, и сегодня «Фиат» постепенно начинает выбираться из кризиса.
Наследие великих
Сегодня общая стоимость активов семейства Аньелли, созданных в основном стараниями двух Джованни Аньелли, оценивается в сумму более чем 100 миллиардов долларов. На предприятиях холдинга «ФИАТ» по всему миру работают более 160 тысяч человек. Предприятия, контролируемые семьей, создают до 5% ВВП Италии. Правда, в семье Аньелли пока нет столь талантливых предпринимателей, как дед и внук Джованни. Только в 2006 году «ФИАТ» смог выбраться из глубочайшего кризиса при помощи Серджио Марчьонне. Дела были столь плохи, что в 2004 году семья Аньелли всерьез подумывала о закрытии автомобильного отделения и распродаже активов.
Приход нового руководителя буквально спас «ФИАТ» от верной гибели. Новые модели «Панда» и «Пунто» стали бестселлерами европейского рынка. И теперь будущее холдинга выглядит вполне оптимистичным.
Реинкарнация Фиата 500 удалась на славу, хотя и прошло полвека. Кстати, Фиат 500 образца 1957 года стал прототипом для «горбатого» запорожца.
Если же говорить про рыночную капитализацию компании, то сегодня она превосходит General Motors, которая еще не так давно думала поглотить итальянцев. В общем, дела у FIAT идут вполне неплохо. Компания сумела преодолеть все трудности на своем пути, и является сегодня одной из самых известных европейских автомобильных марок.