Производственный холдинг Хэппилэнд сегодня по праву занимает лидирующие позиции на российском рынке слабоалкогольных напитков. Самые разнообразные напитки от Хэппилэнда пришлись по вкусу покупателям. Продукция холдинга разливается на семи ведущих предприятиях отрасли в России, а также на заводах Украины и Казахстана.
Как говорит президент ТПХ Хэппилэнд Ольга Курбатова, история холдинга по призводству напитков началась с небольшого рекламного агентства, созданного группой энтузиастов, работавших на российском телевидении. Затем появилась федеральная дистрибьютерская сеть. Тогда, в 1995 году, это была небольшая площадка в Москве с небольшим оборотом. Не останавливаясь на достигнутом, в 1998 году руководители холдинга принимают решение о разработке собственного продукта. Теперь у них есть рекламное агентство, дизайн-студия, дистрибьютерская сеть. Скоро появился первый брэнд - коктейль Казанова со вкусом дыни из серии Кольца.
Действительно, Курбатова далеко не первой в России занялась производством слабоалкогольных напитков, но сегодня ее компания – игрок номер один. Придуманный командой основателей брэнд «Кольца» в течение пяти лет оставался лидером продаж среди массы российских марок коктейлей. Курбатовой и ее команде удалось убедить западных инвесторов, избалованных рынками США и Европы, вложить $60 млн. в их проект и превратить заброшенный завод в Твери, где когда-то делали танки, в одно из самых передовых производств в России.
Если верить Ольге Курбатовой, секрет успеха компании – это «лучшая на рынке» команда, «просто замечательные» партнеры и постоянное покровительство Фортуны. На самом деле, этим успехом компания во многом обязана ее личным качествам: аналитическому складу ума, открытости новым контактам и возможностям, стремлению постоянно двигаться вперед, энергичности и… женской интуиции.
От рекламы – к алкоголю
Что такое слабоалкогольный напиток, отечественные потребители узнали в начале 1990-х, когда в Россию начали поставлять первые партии западного, в основном польского, джин-тоника. Как теперь принято говорить, продукция сразу же показала отличную рыночную перспективу. Вот только Ольга Курбатова, чья компания сегодня лидирует на российском рынке слабоалкогольных коктейлей с долей в 26%, в то время не имела об этой перспективе ни малейшего представления. Пока дистрибьюторские компании, поставлявшие в Россию среди прочих напитков и слабоалкогольные, множились день ото дня, она делала карьеру на телевидении.
«Я работала редактором в дирекции РТР, – вспоминает Курбатова. – Буквально за пару лет выросла до шеф-редактор и мне стало скучно.»
Курбатова пристально всматривалось в «что-то особенное», искала его и в России, и за рубежом. Поскольку случай уже столкнул компанию с напитками, то решили заниматься именно ими. Но чем конкретно? Сок казался слишком обычным, водка – чересчур крепко. Выбор пал на слабоалкогольные коктейли. Новая компания Курбатовой, основанная в 1995-м, занялась импортом коктейлей Greenalls, Bravo, Alko и др. Через три года дистрибьюторский бизнес Курбатовой охватывал все крупные российские регионы.
Сразу после кризиса 1998 года Курбатова приняла обычное для того времени решение – переключиться с дистрибуции на производство.
“Хэппилэнд” начал продвигать собственные коктейли в конце 1998 года, воспользовавшись при создании брэндов опытом родственных компаний – рекламного агентства “Терралайф” и дистрибуторской фирмы “Терра Маркет”.
Ставка на сладкие коктейли дала компании Ольге Курбатовой фору перед конкурентами, которые выпускали напитки с горьким и кислым вкусом. Но тут “Хэппилэнд” столкнулся с неожиданной проблемой: ни один из заводов завод не хотел разливать их напиток. Единственным производителем, с которым удалось договориться Курбатовой, стал подмосковный завод “Эталон-М”.
Но и с ним счастье “Хэппилэнда” было недолгим. “Завод тут же начал нас копировать, – говорит Курбатова. – В январе 1999-го мы начали производство своей “водки-дыни”, а уже в апреле “Эталон” разлил собственный аналог. Через полгода безуспешных переговоров мы подали иск, но завод к тому времени сам прекратил производство, поскольку так и не смог наладить реализацию продукции”.
Как только “Эталон” начал самостоятельный розлив “водки-дыни”, “Хэппилэнд” перешел на подмосковный завод “Мега-Пак”. Именно тогда впервые дал знать о себе серьезный недостаток “Хэппилэнда” – отсутствие производства.
Осенью 1999 года “Хэппилэнд” запустил еще одну серию – сокосодержащие слабоалкогольные напитки “Трофи”. Стоили они дороже, а алкоголя содержали меньше. “Мы решили последовать опыту западных компаний, которые снизили крепость слабоалкогольных напитков до 5,5 градуса”, – говорит Ольга Курбатова. “Хэппилэнд” рассчитывал, что на “Трофи” клюнут мужчины – поклонники экстрима, но сладкий вкус напитка сделал его более популярным у женщин.
Конкуренты к “слабоградусной” инициативе “Хэппилэнда” относятся скептически. “Думаю, в ближайшие пять лет предпочтения нашего потребителя кардинальным образом не изменятся, а наибольшей популярностью у россиян по-прежнему будут пользоваться крепкие (9 градусов) коктейли”, – утверждает Роман Коржнев, брэнд-менеджер по слабоалкогольным напиткам очаковской компании “Бахус”.
В августе 2001 года у “Хэппилэнда” появилась и серия коктейлей на основе джина – Ice Dog. Закрепившись в своей нише, компания решила, что пора атаковать конкурентов в их же сегментах рынка. Однако насколько удачной будет атака – еще вопрос. Пока, судя по данным маркетингового агентства “Бизнес-Аналитика”, первые места надежно закрепили за собой джин-тоники “Очаково” и “Браво”.
В начале 2000-х годов Курбатова задумалась о собственном производстве. Изучив 98 площадок – в Московской, Рязанской, Тульской, Владимирской и Тверской областях, через полтора года, потраченных на сбор, анализ информации и выстраивание отношений с местными чиновниками, в «Хэппилэнде» остановились на четырех вариантах.
«В итоге мы выбрали Тверь. В регионе развита инфраструктура, Тверская область расположена между Москвой и Петербургом, что создает дополнительные возможности для логистических потоков»– объясняет Курбатова.
Хэппилэнд сегодня
Хэппилэнд является владельцем ряда федеральных слабоалкогольных и безалкогольных брэндов, двух серий продуктов снэковой группы, а также эксклюзивным боттлером и дистрибьютером слабоалкогольного энергетического напитка Red Devil на территории России. Ассортиментный портфель Хэппилэнд насчитывает сегодня свыше 50 товарных позиций. Это и серия коктейлей Трофи, созданных на основе вкусов экзотических фруктов - от фейхоа до граната, и оригинальные джиновые коктейли Ice dog. Народные коктейли Бухарин стали популярным напитком у мужской компании по всей России, а новые коктейли класса Premium Русские содержат еще больше сока и обладают самыми популярными вкусами. Серия Ягуар знаменует собой начало выпуска Хэппилэндом слабоалкогольных энергетических напитков с содержанием природного экстракта матэ. В качестве закуски ко всему этому разнообразию Хэппилэнд предлагает картофельные чипсы и сухарики Трофи.
В 2002 году Хэппилэнд стал финалистом конкурса Брэнд года/EFFIE-2002, лауреатом национальной премии Товар года-2002. Постепенно Хэппилэнд выходит на национальные рынки ближнего и дальнего зарубежья.
Компания регулярно принимает участие в разработке законодательных актов, участвуя в экономической жизни страны, принимает участие в социальных программах. Одна из них - шефская помощь Некрасовскому детскому дому. Специалисты холдинга регулярно выступают в качестве экспертов по своему рынку.