Ли Якокка - живая легенда американского менеджмента. После того, как он достигнул вершины карьеры в компании Форд и вынужден был из нее уйти, Ли Якокка смог спасти от банкротства и вернуть утеряные позиции на автомобильном рынке компании Крайслер. Его Автобиографию (в русском переводе - Карьера менеджера) можно считать учебником по антикризисному управлению.
Американский предприниматель, специалист по маркетингу. Ли Якокка родился 15 октября 1924 в городе Аллентаун (штат Пенсильвания), в семье итальянских иммигрантов - Никола и Антуанетты (когда родители Ли поженились, жениху был 31 год, а невесте - 17). Отец Ли приехал в США из итальянского городка Сан-Марко (недалеко от Неаполя) в 1902 в возрасте 12 лет - нищим, одиноким и испуганным. К моменту рождения сына у него уже была закусочная Орфиум Винер хауз.
Сам Ли Якокка начал работать с десятилетнего возраста, помогая покупателям донести тяжелые пакеты с покупками. После Великой депрессии Ли стал материалистом (по его собственному определению): его интересовали только деньги. Главной для него была мысль, как стать миллионером.
В средней школе каждый год заканчивал в числе первых учеников, а по математике и вовсе был отличником, занимался в кружке латинского языка и завоевывал там главный приз в течение трех лет подряд.
Еще и седьмом классе я пристрастился к джазу, особенно к его разновидности - суингу. То была эпоха массового увлечения джазом, и мы с приятелем каждый уик-энд отправлялись слушать концерты знаменитых джаз-оркестров. Обычно я только слушал музыку, хотя весьма неплохо танцевал игл и линди-хоп. [...] К этому времени начал играть на саксофоне, но затем забросил музыку, чтобы пуститься в политику. Я хотел быть председателем ученического совета класса, и я им был в седьмом и восьмом. Будучи в девятом классе, я выдвинул свою кандидатуру на пост председателя ученического совета всей школы. Мой ближайший дружок, Джимми Леби, оказался гением. Он взял на себя обязанности организатора моей избирательной кампании и создал настоящую политическую машину. Я одержал победу подавляющим большинством голосов в мою пользу, и это ударило мне в голову. Как только меня выбрали, я сразу потерял контакт со своими избирателями, полагая, что стал на голову выше других ребят, и поэтому начал вести себя как сноб. В результате уже в следующем семестре я потерпел поражение на выборах. Несмотря на всю эту мою внеучебную деятельность, мне все же удалось занять по успеваемости двенадцатое место среди девятисот с лишним выпускников школы. (Ли Якокка, Карьера менеджера)
Ему не удалось поступить в армию, вместо этого он учился в университете. После его окончания Ли получил приглашение на работу в компанию Форда, но решил продолжить учебу в Принстоне, одном из лучших (если не лучшем) американском университете. Завершив обучение, в 1946 году он начал работать у Форда в производственном отделе.
Якокка проводил много времени, изучая весь процесс изготовления автомашин, но вскоре осознал, что его место - в отделе продаж, причем ему явно хотелось руководить. В 1956 году он женился на Мэри МакКлиарли, ибо семья всегда имела для него большое значение.
У Ли Якокки на протяжении его долгой карьеры было много разнообразных достижений. Когда он встал во главе продаж своего подразделения, то очень быстро вывел его на первое место. За все свои достижения Якокка был избран президентом корпорации “Форд” в 1970 году. На этом посту он оставался до 1978 года. Как правило, яркие и неординарные личности с трудом вписываются в рутину повседневной жизни. Необычные проекты Якокки и нестандартная манера работы раздражали руководство: у него возник конфликт с владельцем компании Генри Фордом II, который пытался его уволить с 1975 года и старательно отыскивал малейшие просчеты в работе Якокки, но безуспешно.
Уйдя от Форда, безработным Якокка оставался недолго и всего через несколько месяцев стал президентом (а через год и исполнительным директором) не менее известной американской автомобильной компании “Крайслер”, где проработал до 1992 года. Кстати, на протяжении всей жизни он получал множество предложений от различных компаний, но любовь к машинам не позволила ему покинуть автомобильную индустрию, где он проработал 46 лет. В 1978 году “Крайслер” испытывал большие трудности, и Якокке пришлось перестраивать всю деятельность компании, чтобы она вновь заработала эффективно. На протяжении жизни Ли придумал и реализовал много интересного, но всегда любил подчеркивать, что самое важное - это коммуникации между людьми. По его словам, он был всего лишь неплохим торговцем, который умел понять, что нужно покупателям.
В 60-е годы перед автомобилестроителями США стояла непростая задача: создать новый автомобиль, который отвечал бы запросам нового общества. Этим и занялся Якокка, став в 1960 году вице-президентом компании “Форд”. Под его руководством эксперты тщательно проанализировали изменение демографической ситуации в стране и составили некий портрет “усредненного покупателя” новой машины. На основе полученных данных Якокка решил сориентироваться на молодое поколение, придав новой машине спортивные формы, мощный мотор при не слишком высокой цене. Чтобы уточнить, чего же будут хотеть новые люди от новой машины, Якокка постоянно встречался с разными людьми, спрашивал их мнение, а потом обсуждал его с конструкторами. В 1964 году удалось создать “Мустанг” - один из наиболее важных автомобилей в американской истории. Якокка не только разрабатывал рекламные идеи, но и сам очень часто появлялся на телевидении и рассказывал о своей новой машине. Один из придуманных им лозунгов гласил: “Если вы найдете машину лучше нашей, звоните мне - я дам вам 50 долларов”. Этот безумный личный напор Якокки сработал: когда “Мустанг” поступил в продажу, за ним выстраивались очереди. Рассказывают истории об автомобильных катастрофах, происходивших потому, что водители засматривались на “Мустанг”, выставленный в витринах магазинов.
Следующая история успеха Якокки столь же эффектна. Попав в “Крайслер”, он довольно быстро осознал, что в корпорации много талантливых людей, но они работают поодиночке, нет единой “команды”. В компании были 32 вице-президента, и работа их практически не координировалась. Якокка начал с того, что уволил почти всех вице-президентов и стал перестраивать корпорацию. Прежде всего он окружил себя хорошими (по его определению) людьми, точнее, теми, с кем он уже работал и с кем ему было приятно работать. Естественно, столь крутые перемены не могли не сказаться на положении компании, и в первый год после прихода Якокки дела пошли еще хуже. Немалую роль в этом сыграл и энергетический кризис. Якокка пытался найти частных инвесторов для поддержки компании - безуспешно. Он попробовал наладить стратегическое сотрудничество с концерном “Фольксваген” (у него на протяжении всей жизни была мечта создать очень крупную компанию “Глобал Моторс”), но руководство этой фирмы решило, что у “Крайслера” дела слишком плохи, чтобы иметь с ним дело. Тогда Якокка прибегнул к последнему средству - обратился за помощью к правительству.
Вот где сработало его уникальное умение общаться - конгрессменов удалось убедить, и “Крайслер” получил кредит в 1,5 млрд. долл., который необходимо было вернуть до 1990 года (на деле “Крайслер” расплатился уже в 1983 году). Главным условием выдачи кредита было требование найти еще 2 млрд. долл. из других источников. Эту колоссальную сделку удалось реализовать ценой таких же колоссальных усилий. Пришлось убеждать банкиров, чиновников, министров - Якокке все это удалось. Он уговорил даже лидеров профсоюза пойти на… снижение зарплат в корпорации. Одним из эффектных шагов Якокки было то, что сам он установил себе зарплату 1 доллар в год. Этим он хотел убедить всех в том, что для спасения корпорации придется идти на определенные жертвы и жертвовать придется каждому сотруднику. Якокка любил повторять, что сотрудники всегда смотрят на своего лидера, и если слова у того расходятся с делом, они перестают ему верить. В итоге “Крайслер” был спасен благодаря модели “K-Car”, созданной по инициативе и при непосредственном участии Якокки.
Это была не типичная для США небольшая машина, расходующая немного бензина, но вмещавшая шесть человек. Еще работая в “Форде”, Якокка начал мечтать о таком автомобиле, но в тот период его мечтам не суждено было осуществиться. Одной из его маркетинговых находок было присвоение машинам имен, другой - ориентация на недорогие типы автомобилей. “K-Car” появился в 1981 году, он позволил получить прибыль и наладить выпуск новых моделей. Следующей моделью был “Минивэн”. Якокка опять решил ориентироваться на молодые семьи, которым необходимы вместительные машины, но в то же время современной формы, а порой - просто не такие, как у родителей. В 1984 году корпорация получила рекордную прибыль в 2,4 млрд. долл., и это было полным торжеством идей Якокки. Благодаря его усилиям в “Крайслере” был создан современный конструкторский и дизайнерский центр, позволявший эффективно внедрять в автомобили самые современные идеи.
Якокка - уникальный рассказчик: работая в “Крайслере”, он ежегодно получал около 8000 приглашений выступить с лекциями. Сейчас он читает по 5-6 лекций в год и за получасовое выступление получает 50-60 тыс. долл. На вопрос журналиста, почему он, более чем обеспеченный человек, не прекратит зарабатывать деньги, Якокка ответил, что хочет скопить 20-30 млн. долл. и пожертвовать их на исследование проблем диабета, от которого в 1983 году скончалась его первая жена Мэри. Он также уже пожертвовал около 15 млн. долл. собственных сбережений Институту исследования конкуренции имени Якокки при университете, в котором учился.
Журнал “Тайм” выбрал его однажды “темой номера” и поместил на обложке вопрос: “Почему Америка любит слушать Ли?” В 1986 году Якокка по популярности занимал второе место после президента США Рональда Рейгана. После ухода в отставку в 1992 году Ли попробовал в течение трех лет побыть пенсионером, но, как он потом признавался журналистам, за это время устал больше, чем за предшествующие 47 лет работы. В 90-е годы он руководил целой сетью ресторанов “Ку-ку-ру”, а также был исполнительным директором компании EV Global Motors, изготавливающей и реализующей по всему миру электрические велосипеды. И работал, работал, работал.
Гуру старой экономики строит новую
Совсем недавно в печати появились сообщения, что Якокка объявил о начале сотрудничества с сервером по продаже использованного промышленного оборудования www.OnlineAssetExchange.com. Конечно, бизнес по своему размаху несравним с его прежними занятиями, но Якокка считает, что это “область, где скрыто много возможностей”.
Его Интернет-компания занимается созданием рынка металлоизделий и торговлей подержанным оборудованием. Вот что рассказывает об этом сам Якокка:
“Я пошел работать в Интернет, чтобы научиться новому и передать молодым свои знания. Меня и раньше звали в различные компании - и Autobytel, и CarsDirect. Они хотели, чтобы я стал их лидером. Но я привык работать с обычными дилерами, мне кажется, они хорошо делают свое дело и рано еще “бежать с корабля”. А вот новая компания - другое дело: меня всегда огорчало, как много отличного оборудования без толку пропадает в США. Когда я работал в “Крайслере”, я специально занимался утилизацией такого оборудования. Оно может принести массу денег. И удобнее всего торговать им именно через Интернет. У нас на сайте небольшая энергетическая компания старается продать целую электростанцию.
Я понимаю, что вскоре появится большая конкуренция, потому что идея лежит на поверхности, но у меня есть пара неплохих приемов, которые помогут нам оставаться на плаву. Я наладил хорошие связи с Китаем, куда я продавал оборудование, еще работая в “Крайслере”. В те далекие годы я чувствовал, что развитие должно идти в сторону глобальных рынков - Интернет реализует мое видение. Уже тогда я говорил, что покупатель - царь и бог, и вся наша деятельность должна быть направлена на служение ему. Только сейчас Интернет-сообщество дорастает до этой простой мысли, значит, меня рано еще списывать со счетов.
Мой успех в том, что я увидел жизнь без приукрас.”
Его всю жизнь спрашивали: «Как вам удалось добиться такого головокружительного успеха?». На что он отвечал: «У меня ушло на это сорок лет упорного труда, и я знаю, что вам ответить. Поставьте себе цель. Получите такое образование, какое только сможете. Но затем – ради Бога, затем делайте хоть что-нибудь и не ждите, что все произойдет само собой. И благодарите Господа за все посланные вам блага».