Владимир Яковлев родился 8 марта 1959 года. В 1981 году выпустился с международного отделения журфака МГУ. После этого работал в качестве корреспондентом в газете Советская Россия, журналах Работница и Огонек, еженедельнике Собеседник. В октябре 1987 года создал коммерческую справочно-информационную службу Факт.
Это было первой информационной службой для поддержки кооперативов - компания предоставляла интересующимся телефоны негосударственных фирм, а также выпускала справочную литературу, нормативные акты и документы, оказывала юридическую помощь. Следующим шагом деятельности компании стала организация весной 1989 года информационного агентства Постфактум.
После этого Владимир Яковлев встретился с Артемом Тарасовым - первым советским человеком, у которого хватило смелости объявить себя миллионером. В беседе с ним Яковлев задался вопросом: а почему бы не создать первое частное издание для регулярной публикации новостей о развитии предпринимательства? Новая газета началась с библиотеки. Именно туда поехали придумывать название нового издания несколько сотрудников кооператива Факт.
Название хотели выбрать из дореволюционных газет. Выбирать пришлось между двумя еженедельными изданиями - Коммерсантъ и Понедельник. Сегодня мало кто знает, что Коммерсантъ вполне мог оказаться Понедельником - именно к этому названию тяготели все сотрудники. Поскольку выпуск новой газеты предполагался именно по понедельникам (когда другие газеты не выходили), название казалось соответствующим. Но основатель нового издания Владимир Яковлев интуитивно выбрал именно Коммерсантъ.
В декабре 1989 года вышел первый номер тогда еще еженедельной газеты. А с 8 января 1990 года газета стала выходить постоянно. Первые же номера принесли изданию славу и известность. Газета с первоначальным тиражом 40 тысяч экземпляров и стоимостью 40 коп. разлеталась мгновенно, и вскоре спекулянты торговали ею в переходах метро по рублю за штуку. А уже через год тираж газеты вырос до 500 тысяч экземпляров. Такой успех можно объяснить отсутствием конкуренции. Все государственные издания были заняты разбором полетов за последние 70 лет - обличали или защищали советскую власть. Коммерсанта же обращался к новой социальной группе, которую власть интересовала лишь в одном смысле: как сделать, чтобы она не мешала работать,- к первым бизнесменам. И газета была им нужна как практический инструмент для работы - как точная сводка деловой обстановки.
Еще одной важной особенностью коммерсантовской редакции было то, что там работали ровесники. В советских газетах главред был гораздо старше и опытней, здесь же высшим руководителям было не больше 30-35 лет.
Как и у большинства - У Коммерсанта были проблемы с персоналом. Особенно жестко боролся Владимир Яковлев с употреблением алкоголя в стенах редакции. Самому страшному наказанию за распитие спиртных напитков подвергся несколько лет назад один из выпускающих редакторов: Яковлев заставил его целый месяц посещать секции карате, которые были открыты при издательском доме Коммерсант.
С появлением Коммерсанта появилась новая статья журналистских расходов - плата за информацию. Газета претендовала на звание самой оперативной и информированной - и за это приходилось платить. Был случай, когда с закрытого заседания Верховного Совета СССР выгнали всех журналистов. Но Коммерсантъ единственный смог подробно описать это заседание - журналисты догадались дать диктофон охраннику , который выгонял из зала журналистов. Коммерсантъ первым ввел ночные смены в редакции. Специальная группа сидела ночи напролет и слушала сканер - переговоры милиционеров, сообщавшие о происшествиях. При серьезном происшествии корреспондент на дежурной машине мчался на место событий.
Новый рынок
Набор четких и последовательных, но вполне разумных и понятных правил позволил Яковлеву создать механизм, который мог в дальнейшем работать без него. В результате оперативность информации достигла такого уровня, что еженедельный Коммерсантъ иногда успевал публиковать новости раньше, чем ежедневные газеты. Сегодня можно сказать, что Коммерсантъ был первым по-настоящему рыночным изданием, развивавшим активную экспансию на рынке СМИ. В годы, когда еще не существовало рекламного рынка, Коммерсантъ бесплатно публиковал так называемые справки и контактные телефоны, разогревая рынок рекламы. Плоды этого пришли в сверхприбыльном 1993 году, когда Коммерсантъ в одиночку собирал всю рекламу крупного бизнеса.
Новые идеи Коммерсант использовал и в агрессивной рыночной стратегии. В 1992 году издательский дом начал выпуск ежедневной газеты Коммерсантъ-Daily. В 1993-м еженедельник Коммерсантъ трансформировался в цветной журнал Коммерсантъ. В том же году вышел полноцветный ежемесячный журнал для семейного чтения Домовой, годом позже появились ежемесячник Автопилот и еженедельник Коммерсантъ ДЕНЬГИ.
Коммерсантъ сегодня это:
Ежедневная газета Коммерсантъ
Ежедневная газета Коммерсантъ в регионах
Аналитический еженедельник «Коммерсантъ ВЛАСТЬ»
Экономический еженедельник «Коммерсантъ ДЕНЬГИ»
Ежемесячный автомобильный журнал Автопилот
Еженедельный молодежный журнал Молоток
В изданиях и технических службах ИД Коммерсантъ работают свыше 800 человек. Аудитория печатной продукции Ъ превышает 1 миллион человек. Школа Коммерсанта в стране победила. И не только в том смысле, что большинство современных газет во многом переняло его стиль, его управленческие и технологические ноу-хау. Но еще и потому, что многие популярные СМИ сегодня делают выходцы из Коммерсанта - они работают в журналах Эксперт, Профиль, Компания, Афиша, в газетах Известия, Время МН, Ведомости и Версия, в телекомпании РТР, в интернет-издании Gazeta.ru и т.д. На технической базе Коммерсанта, в дизайн-бюро КитАрт в разное время создавались такие газеты, как Сегодня, Общая газета, Экспресс-газета, Антенна, журналы Птюч, Империал, Медведь, Soldier of Fortune, ТВ-парк, Крестьянка, русское издание Penthouse.