Алексей Кривенков несколько лет назад отучил миллионы людей писать письма: он был одним из основателей бесплатной электронной почтовой системы Mail.Ru. Теперь он занимается делом диаметрально противоположным — заново приучает людей к бумаге: он производит ее вручную и на заказ.
У Алексея Кривенкова нет высшего образования, что ему совершенно не помешало “покорить Америку” и заработать первые серьезные деньги в 25 лет. “В 1996 г. я бросил учебу на физическом факультете Санкт-Петербургского госуниверситета и уехал в Нью-Йорк, где познакомился с Евгением Голандом (в дальнейшем — один из владельцев компании Mail.Ru. — Ведомости)”, — рассказывает он. Около года они торговали компьютерами, писали программы, устанавливали сети. Потом Кривенков вернулся в Питер, где тоже занимался программированием. С приятелями — больше ради собственного удовольствия — разработали портал бесплатной почты, который был запущен сразу после кризиса в 1998-м.
Как и большинство успешных Интернет – проектов www.mail.ru появился на свет без всякого бизнес – плана. После полугода работы, в ноябре 1998-го, на этом движке заработала русская почтовая служба Mail.ru. И стала она на удивление стремительно развиваться, то есть быстро приобрела большое количество пользователей. А в это время на Западе наличествовал инвестиционный интернет-бум, отзвуки которого доходили уже и до России. И инвесторы легко вкладывали деньги в порталы с большой аудиторией, которая в мифическом будущем должна была мифическим образом обеспечить процветание создателей порталов и их инвесторов. В русском Интернете больших денег еще не было. Не было еще почти и слова портал (Инфоарт таким словом, по-моему, не называли). Только в начале 1999-го появилось первое профессиональное интернет-СМИ, сделанное на инвестиционные деньги, - Газета.ру (если не считать Zhurnal.ru), после кризиса 1998-го бурно развивался РБК.
На этом фоне и родилось в апреле 1999 года ЗАО Порт.ру. Кстати, в то время долго выбирали между марками Port и Mail. Выбрали первую (неплохое слово порт; тут тебе и портал, и пристань, правда, и портачить). Волею судеб через три с лишним года все вернулось на круги своя – бренд Port.ru похоронен без почестей. Деньги Голанду и Кривенкову дали американцы. Частные инвесторы, представляемые фондом Balestra Capital. Первый раунд инвестиций был произведен в августе 99-го. Дали 900 тысяч долларов. Поскольку DataArt располагался исторически в Петербурге, было создано сразу два подразделения – московское и питерское (сначала все ключевые сотрудники работали в Санкт-Петербурге, только где-то через год Москва перетянула одеяло на себя). DataArt стал жить хорошо – естественно, ему выпала честь стать генеральным подрядчиком Порта. Схема сама по себе банальная. Евгений Голанд получал инвестиции на Порт и отдавал их в собственную компанию DataArt (Евгений Голанд – самый толстый российский акционер обеих компаний). Нельзя сказать, что деньги шли в никуда. DataArt работала. Дорого, неспешно, но работала, скупив по ходу дела немало питерских программистов и неслабо подняв уровень зарплат на питерском рынке. Мало кто помнит, кстати, что одним из первых проектов Порта, наряду с Mail.ru, был онлайновый органайзер Base.ru.
Вторую половину 1999-го и первую половину 2000 года компания пухла, набирая сотрудников, придумывая проекты и будущую концепцию будущего портала. Развивалось три направления: контентное, сервисы и e-commerce. Осенью 1999 года Порт купил домен Internet.ru. Этот домен ранее входил в стоп-лист РосНИИРОС и в свое время вместе с другими доменами из запретного списка был выставлен на аукцион. Алексей Кривенков выкупил домен у победителя аукциона – красноярской компании Maxsoft – за 1 тысячу долларов. По этому адресу предполагалось создать имиджевое для Порта и ключевое для рынка СМИ. К первой концепции издания приложил руку Антон Носик, а первым главным редактором выступил Андрей Себрант. Проект был запущен в ноябре. Однако уже через месяц команду полностью сменили. Алексей Кривенков не нашел взаимопонимания по некоторым вопросам с Андреем Себрантом, кроме того, для Себранта это было не основной работой. Главным в Internet.ru стал Даниил Дугаев. Из покинувшей журнал Мир Internet редакции пришли я и Вячеслав Овчинников. Осенью же 1999-го Порт заплатил 50 тысяч долларов за Music.ru. Сумма в 50 раз большая, чем в случае с Internet.ru. Но на Music.ru уже был раскрученный сайт, который делался Павлом Ходаковым и Соней Соколовой. 50 тысяч ушли в Rinet Сергею Рыжкову, который ранее занимался поддержкой сайта и являлся владельцем домена
В декабре 1999-го инвесторы дали еще 2,5 миллиона долларов, а в мае 2000-го – 2,1 миллиона (этот транш дал новый инвестор - фонд Delta Capital Management). На сентябрь 1999 года капитализация компании составляла 4,6 миллиона долларов, в декабре этого же года – 27,5 миллиона долларов. О том, чтобы зарабатывать, тогда еще никто не думал. Волшебными словами, от которых плясали многие российские интернет-компании, не только Порт, были - доля рынка. Сначала на пресс-конференции в Рэдиссон-Славянская, а затем на речном трамвайчике отмечала 29 мая 2000-го компания свою первую годовщину. Число сотрудников достигло 150, число зарегистрированных пользователей Mail.ru уже перевалило за миллион, и это достижение было занесено в Книгу рекордов России. Будущее казалось безоблачным. На тот момент у Порта уже были: Mail.ru, Base.ru, половина Travel.ru, Torg.ru, Postcards.mail.ru, рассылки List.mail.ru. Накануне дня рождения были запущены рейтинг Rating.port.ru, форумы Talk.ru и и элитный каталог Top200.ru.
Первый тревожный звоночек прозвучал в августе 2000 – тогда компанию покинул Алексей Кривенков. От дел он начал отходить, правда, еще раньше. За полгода до этого – в феврале – в страну приехал Евгений Голанд собственный персоной. Кривенков был смещен с должности исполнительного на кого-то там по развитию. Обещался его переезд в Нью-Йорк. В Америку он не поехал, а с Голандом общий язык так и не нашел. Как говорит Алексей сейчас, все было понятно и предсказуемо. Голанд гнул свою линию и делал большую компанию западного типа с департаментами и иерархической системой управления. Кривенков, который считал, что такой подход погубит все на корню, предпочел взять причитающиеся ему как акционеру деньги и выйти из дела. Сколько получил Кривенков на выходе – не знает почти никто. Называются суммы от 100 тысяч до миллиона. В любом случае, сумма эта была не маленькой – Кривенков до сих пор может себе позволить не работать.
С 2002 года mail.ru ведет активную борьбу со спамом и вирусами. Сотрудничая по этим направлениям с создателями «Dr.Web» и «Антивирус Касперского». В 2004 году www.mail.ru присоединилась к инициативе почтовых служб мира и начала использовать стандарт SPF в работе фильтров своих почтовых серверов.
В 2003-м году руководство Mail.ru приняло решение о реализации в рамках портала поискового сервиса по сети Интернет. Для этого была приобретена лицензия на использование поисковой технологии Google WebSearch. Чуть позже был открыт поиск изображений, а в начале 2004 года поисковая система была интегрирована с каталогом List.mail.ru. Продолжая развивать поисковую систему mail.ru добавил к поисковому механизму опцию морфологии русского языка и возможность ведения истории поисковых запросов. А в начале 2005 года появилась первая версия информационно-поисковой панели для Internet Explorer, Спутник@mail.ru. Благодаря стремительному развитию поиска компания постоянно наращивает объем продаж контекстной рекламы.В начале 2005 года на портале Mail.ru открылись два новых сервиса, которые сразу завоевали большую популярность среди пользователей. В феврале стартовал фото-мэйл.ру проект, позволяющий каждому пользователю Mail.ru создавать собственный архив фотографий. А спустя месяц появился Мир волшебников - ролевая многопользовательская онлайновая игра, позволяющая каждому пользователю погрузиться в сказочный мир и испытать свои силы в виртуальных боях.
Весной 2005 года почтовая служба Mail.ru обзавелась двумя инновационными сервисами: доступом по протоколу IMAP и голосовой почтой - возможностью прослушивания содержимого ящика по сотовому телефону.
Сегодня 3 млн посетителей - это суточная аудитория портала, в последнее время по этому показателю Mail.ru не только догнал лидера рынка, «Яндекс», но даже в иные дни стал опережать его, о чем с гордостью говорит Виктор Лавренко, бывший в свое время техническим директором Mail.ru. «Mail уловил новый тренд: люди приходят на портал не смотреть почту, а общаться», - уверен Игорь Ашманов. Поэтому сейчас Mail.ru делает ставку на коммуникационные сервисы. «Если у компании есть магистральное направление, то надо стать в нем номером один, а попытка быть везде - это подрыв основного бизнеса. С другой стороны, если у сайта уже есть стабильная аудитория, нет иного выхода, кроме как начинать строить из нее комьюнити», - констатирует Антон Носик. Что и делает Mail: сегодня в его активе своя система авторских дневников - блогов (ведут которые почти 700 тыс. человек), социальный поиск (где сами пользователи отвечают на вопросы друг друга), собственный интернет-мессенджер (с более чем миллионом пользователей), своя платежная система (совместный проект с MoneyMail), свой сервис для хостинга любительских видеороликов - и это не считая открыток, чатов, знакомств и прочих давно существующих сервисов.
Основной доход компании приносит медийная реклама, и этим Mail.ru отличается от «Яндекса», который монетизирует в основном свои поисковые сервисы и зарабатывает на контекстной, то есть поисковой, рекламе. «Ставка на медийную рекламу хорошо вписывается в сервисную модель компании: Mail.ru начинал с веб-почты, а сегодня это большой набор сервисов общения, интересных как раз для медийного рекламодателя», - уверен Аркадий Волож, гендиректор «Яндекса». Угрожать Mail может сегодня только Rambler, так как компания несколько изменила свою стратегию за последние годы. Если в 2000–2001 годах Rambler пытался стать ключевой точкой «выхода в Сеть» («на Rambler приходят, чтобы уйти», шутили тогда, имея в виду, что компания строит свой бизнес вокруг поиска), то сейчас Rambler сместился как раз ближе к старой стратегии Mail, развивая свои собственные контент-проекты. Впрочем, Антон Носик считает, что позиции всех трех компаний-лидеров очень надежны: «На моем веку еще не было ни одного случая, когда один популярный сервис убил бы другой. Погубить себя можно только изнутри».