Компания Michelin — была основана в 1830 году. Именно тогда дед братьев Мишлен, Аристит Барбье, построил небольшую фабрику в провинции Клермон-Ферран. В 1891 году, велосипедист, использовавший пневматические покрышки Michelin, одержал убедительную победу в веломарафоне по маршруту Париж — Брест — Париж.
Уже через два года 10 000 владельцев велосипедов предпочли покрышки Michelin. С этого события начинается более чем вековая история фирмы Michelin, ознаменованная многими революционными нововведениями в технологии производства покрышек, конструкции покрышек, а также большим количеством спортивных побед, одержанных автогонщиками на покрышках Michelin.
После смерти деда на фабрике начались серьезные проблемы. Было уволено несколько руководителей. И в 1886 году 33-летний Андре Мишлен вернулся из Парижа в свой город детства Клермон-Ферран, чтобы возглавить фабрику.
Дипломированный инженер и архитектор, Андре Мишлен пять лет занимался картографией в министерстве внутренних дел, после чего открыл в Париже слесарную мастерскую. А потом перенес свое дело на родину, в Клермон-Ферран, где 28 мая 1888 года основал компанию Generale des Etablissements Michelin. Профиль был тот же: производство металлоконструкций и слесарные работы. Вскоре он убедил и младшего брата перебраться в Клермон-Ферран – выпускник парижской Академии художеств Эдуард Мишлен закрыл свою студию в Париже и присоединился к семейному бизнесу.
На фабрике братьев Мишлен, занимавшей площадь в 12 гектаров, трудились 52 человека. Дела шли неважно до тех пор, пока братья не обратили внимание на новомодное транспортное средство – велосипеды. Первой ласточкой стала разработанная Андре Мишленом тормозная колодка с характерным названием Silence (тишина). А затем пришел черед и шинам, сначала велосипедным, поскольку до массового появления автомобилей оставалось еще целое десятилетие.
Первым «прорывным» изобретением компании Michelin стали сменные шины. Дело в том, что в то время велосипедная шина наглухо приклеивалась к колесному ободу, поэтому ее ремонт требовал двух-трех часов работы и еще сутки на то, чтобы клей как следует высох. Со сменной шиной можно было управиться и за 15 минут.
Премьера новинки состоялась на престижной велогонке Париж – Брест – Париж. Ее с большим преимуществом выиграл гонщик Шарль Террон, рискнувший поставить на свой велосипед сменные шины Michelin. А в следующем году братья сами организовали велогонку-«презентацию», разбросав на участке пути между Парижем и Клермон-Ферраном пару ведер гвоздей. Это лучше любой рекламы убедило велосипедистов, что со сменными шинами прокол – уже не катастрофа.
В 1894 году состоялся первый автомобильный пробег, организованный французским журналистом Пьером Жиффаром. Конечно, он сильно отличался от того, что сегодня принято называть автопробегами. Максимальная скорость, которую тогда могли развивать автомобили, составляла всего 21 километр в час, что только на 4 километра выше скорости велосипеда. Однако после этого заезда братья Мишлен поняли, за каким средством передвижения стоит будущее шин. Они начали всерьез заниматься их производством для автомобилей. При этом лучшей рекламой своей продукции они посчитали подобные автопробеги, постепенно перераставшие в гонки.
Бибендум
Однажды младший Мишлен, проходя мимо витрины собственного магазина, вдруг увидел в сложенных горкой шинах фигуру человека. Все же он был истинный художник! Так возникла одна из самых гениальных рекламных идей всех времен и народов.
Известный художник О’Галоп по заказу Эдуарда Мишлена изобразил «закутанного» в шины человека в очках и с сигарой в зубах. В руке он держал кружку с пивом, а латинская надпись на рисунке гласила: «Nunc est bibendum!» («Пора выпить!»). Это, по замыслу художника, отсылало к тогдашнему слогану Michelin: «Мишленовские шины преодолевают все преграды» (в оригинале – «проглатывают залпом»). Но воспротивились заказчики: рекламировать алкоголь для водителей – как-то, знаете, не очень комильфо. Кружка исчезла, рука «шинного человека» просто застыла в своего рода приветствии. А имя «Бибендум» осталось.
Позднее лишенного выпивки Бибендума и от курева отвадили. К столетнему юбилею он заметно постройнел – в духе времени. Но как бы то ни было, сегодня «мишленовский человечек» – один из старейших и самых узнаваемых в мире рекламных персонажей, без устали работающий на бренд Michelin более чем в 150 странах. В 2000 году жюри из гуру рекламного бизнеса признало Бибендума лучшим логотипом в мире.
Надо отметить, что еще некоторое время в 1890-е годы компания занималась в основном поставкой шин для велосипедов и фиакров. Фиакр представлял собой коляску, передвигавшуюся за счет лошадей. Однако Мишлены прекрасно понимали, что уже в ближайшее время подобные средства передвижения станут неактуальны. Они видели перспективу именно в автомобиле, а потому старались приспособить под него свои пневматические шины.
Впрочем, многочисленные участия в гонках показывали, что шины Michelin пока не готовы к автомобилю. Их машины приходили среди последних. Ситуация накалялась. В это самое время братья стали расклеивать интересные объявления по всей Франции, суть которых заключалась в том, что уже через 10 лет все автомобили перейдут на надувные шины. Так утверждала компания Michelin. Они ошибались. Это случилось уже через 5 лет.
А в самом конце 19 века оборот компании братьев Мишлен составит 6 миллионов франков. Это уже был не большой новаторский семейный бизнес. Компания перерастала в большое дело мирового масштаба.
Собственно, мировую известность компания приобретала во многом за счет великолепной рекламной кампании, использовавшей постоянно образ Бибендума. За все работы отвечал лично О’Гэллоп. Обычно художник в своих работах обыгрывал четыре темы: техническое совершенство шин Michelin, карикатура на известных исторических личностей, которых, естественно, изображал сам Бибендум, тема автомобильных гонок и рекламы с социальным подтекстом (в начале XX века!). В целом, О’Гэллоп создал порядка 300 рисунков для компании Michelin.
Стоит отметить, что в 1906 году открывается первый завод Michelin во Франции, а Бибендум становится известным на весь мир. Особенно, два года спустя, когда был открыт завод в США.
Гиды Michelin
Вначале XXI века компания Michelin старается популяризировать путешествия на автомобилях, а потому выпускается специальный желтый «Гид Мишлен». Это был каталог, в котором были описаны все значимые автозаправки, отели, рестораны и некоторые другие места, способные заинтересовать автомобилиста. Изначально гид был бесплатным, так как спрос на него был невысок, в связи с тем, что самих владельце автомобилей было не так много. Но со временем ситуация изменилась и вскоре он уже стал продаваться.
В 1906 году компания Michelin пошла дальше и организовала специальное туристическое агентство, которое занималось организацией маршрутов автомобилистов. В середине XX века компания Michelin выпустит специальный красный гид по Европе, в котором будут содержаться самые лучшие с точки зрения экспертов компании отели и рестораны Европы. Интересно то, что эти эксперты войдут в историю своей неподкупностью. Более того, рестораторы и владельцы отелей никогда не знали, в какой день посетит их эксперт от Michelin. Да что там день! Они даже не знали, что их уже посетил эксперт, так как все подобные мероприятия осуществлялись анонимно.
Сам каталог отбирался очень строго, а потому некачественный с точки зрения обслуживания отель или ресторан просто не мог попасть в гид Michelin. Естественно, в гиде присутствовал и Бибендум. Правда, не очень настойчиво.
Новый подход к рекламе
Я думаю, что вы уже поняли, какое влияние на индустрию рекламы оказали братья Мишлен. Но оно не ограничивается только введением популярного персонажа, и популизации своего продукта, за счет сопутствующих услуг. В 1901 году компания Michelin стала первой, которая выкупала у печатных изданий страницы для рекламы по своему усмотрению, размещая на них продуманные рекламные сообщения.
Реклама Michelin в печати станет регулярной. Более того, она станет любимой читателями, так как компания сможет все время удивлять их выходками своего забавного персонажа Бибендума, с юмором сообщающего о новых разработках компании в области шинопроизводства. За журналами следуют различные каталоги и брошюры, распространяемые по всей Европе.
Michelin достаточно быстро начинает захват Европы. Проблемы возникли только с Великобританией, где достаточно сильной поддержкой правительства пользовалась компания Dunlop. Но даже она не смогла справиться с очарованием Бибендума. Серьезные проблемы у компании возникали в годы мировых войн. Но тогда вся европейская промышленность испытывала кризис.
В середине XX века компания Michelin удивила мир еще одной разработкой – шинами Michelin X. Данные шины разрабатывались по абсолютно новой технологии, позволявшей им служить в два раза дольше предыдущих моделей. Это была радиальная шина. Единственной проблемой Michelin в то время станет то, что компания просто не сможет успевать за спросом. И так будет продолжаться более 10 лет, за которые Michelin будет строить все новые и новые заводы.
Выводы
За свою историю компания Michelin стала известна, как один из крупнейших производителей шин для автомобилей, велосипедов и самолетов. Компания прославилась за счет своих инновационных разработок, которые просто перевернули мир. Кроме того, Michelin была одной из первых, кто сумел создать популярного рекламного персонажа, ставшего символом компании на более чем 100 лет.
Пожалуй, единственное место, где компания не смогла толком закрепиться – это гонки Формула-1, где властвуют Bridgestone и Good-Year. Компания ушла из «формулы» в 2005 году. Впрочем, она участвует в других видах автогонок (в том числе и «24 часа Ле-Мана»), и даже организует свои, среди электромобилей.
Сегодня группа компаний Michelin имеет торговые представительства более чем в 170 странах.
Общее количество сотрудников достигло 120 000 человек, они работают на 69 производственных предприятиях в 15 странах мира. Общий оборот составляет более 63 млрд. французских франков. Огромный научный потенциал Michelin, позволяющий компании быть всегда «на острие» технического прогресса, сосредоточен в пяти исследовательских и конструкторских центрах, которые находятся во Франции, Японии и США.
Тщательным тестированием новых разработок заняты пять испытательных центров в Испании, Франции и США. Производственная программа фирмы состоит более чем из 3 500 изделий. Ежедневно производится более 655 000 резиновых покрышек. Группе Michelin принадлежат также и другие торговые марки, такие как: Kleber, Wolber, Pneu Laurent, Riken, Stomil-Olsztyn, Tyremaster, Uniroyal, Goodrich, Taurus.