«…У нас в офисе человек при устройстве на работу подписывает соглашение, согласно которому обязуется не посещать целый список сайтов. В основном это запрещенные ресурсы и сайты «для взрослых». Социальные сети у нас в офисе разрешены. Мы достаточно мягко подходим к этому вопросу. Для нас социальные сети приравнены к мобильным телефонам. Как мы готовы оплачивать некоторым сотрудникам мобильные телефоны, так мы готовы и платить за трафик. Главное - чтобы человек всегда был на связи.»
Одноклассники.ru — социальная сеть, служащая для поиска одноклассников и однокурсников. Проект запущен в начале марта 2006 года, за три года существования зарегистрировалось около 11 млн человек. Создатель и совладелец - Альберт Попков, консультант и дизайнер проекта - Дмитрий Уткин (создатель проекта http://wedudes.com/).
Odnoklassniki.ru заработала на рекламе в I квартале 2008 г. $3,3 млн, а в 2008 г. выручка должна составить $25-30 млн. В ИК Финам, владеющей системой онлайн-знакомств Мамба, считают, что сумма инвестиций в Одноклассники уже составила $3-4 млн. Опрошенные эксперты предполагают, что оборудование, которое обеспечит бесперебойную работу сайта с учетом быстрого роста аудитории, обойдется Одноклассникам в $7-10 млн. Пока сеть убыточна, говорит Попков, но в 2009 г. станет прибыльной.
В 1975 году семья Попкова переехала в Москву. В 16 лет Попков поступил в техникум, а параллельно устроился работать программистом. Разрабатывал программное обеспечение для советских игровых компьютеров Корвет. В 90-е годы торговал на рынке, работал сушильщиком карандашной дощечки. В 1995 году стал разрабатывать сайты по заказу американских компаний (Canon, Simon Schuster Publishing).
“Я не был примерным учеником. Школу не окончил, ушел после восьмого класса. Работал продавцом в ларьке, строителем и даже сушильщиком карандашной дощечки на карандашной фабрике. В начале 1990-х торговал в Лужниках батарейками. Но потом понял, что это не мое, и занялся любимым делом - программированием. Однако тогда людям этой профессии и платили мало, вот и приходилось крутиться”- Альберт Попков.
Работал программистом в справочной службе. Даже сделал там карьеру и получил приглашение в подобную, более крупную компанию. Но по контракту с предыдущим работодателем он должен был выждать шесть месяцев. Как раз за это время и сделал сайт «Одноклассники.ru». Наконец Альберт вышел на работу, причём занял довольно высокую должность - директора по разработкам в справочной службе. Но в определённый момент пришлось делать выбор. В конце 2006 года он всё-таки уволился. Вернулся в Москву, основал компанию. Причём все расходы на начальном этапе оплачивал сам, и уже подходил к тому, что заканчивались кредитные лимиты на карточках. Нужно было определиться - продать проект с потрохами, чтобы кто-то его развивал дальше, или самому идти через всё это, строить бизнес, привлекать инвесторов.
Следующий важный шаг был сделан в конце 2006 г., когда Одноклассники подружились с прибалтийской компанией и проект начал формироваться как бизнес. Была создана компания, стали появляться люди. Летом 2007 г. сменили технологическую платформу. До этого проект работал на том, что Альберт написал «на коленках».
В ноябре 2007 мы стали двукратными лауреатами «За вклад в развитие российской сети Интернет». В ноябре-декабре началось массовое безумие, когда миллионы людей практически одновременно поняли, что на проекте действительно интересно, что сюда можно прийти, найти своих друзей и общаться с ними. С тех пор у нас продолжается взрывной рост, и, я надеюсь, что и в этом плане все самое интересное еще впереди.
«“Одноклассники” — это интереснейший экспериментальный полигон. Они открывают для нас много нового о русском интернете и его пользователях, а также о потенциале социальных сетей. Существенное обстоятельство: “Одноклассники”, в отличие от аналогичного ресурса “ВКонтакте”, не являются идентичным клоном зарубежных прототипов до последней запятой. Это очень русский продукт, на сто процентов востребованный во всех половозрастных группах. Среди моих контактов в этом сервисе — иерусалимская мать-одиночка и гендиректор крупнейшего московского медиахолдинга. Что-то он такое нащупал в людях, как-то сумел объединить разнородные аудитории. И самое, наверное, главное — при пяти миллионах пользователей там до сих пор не понадобился механизм защиты от агрессии. Такого мировая практика не знает», — рассказывает Антон Носик из SUP Fabrik.
Новизна и польза:
Одноклассники.ru помогают людям найти утерянных друзей и узнать, чем и как они живут сейчас. Пользователи могут отправить сообщения тем, с кем они потеряли связь, рассказать о себе и организовать встречу. Посещаемость проекта – более 400.000 пользователей в день.
Проект является одной из крупнейших социальных сетей в российском интернете и уверенно входит в десятку самых посещаемых российских сайтов. Ежедневно пользователи обмениваются сотнями тысяч сообщений, охотно рассказывают в блогах, форумах, гостевых книгах, как им удалось найти друзей с помощью проекта Одноклассники.ru. Каждый день администрация сайта получает письма с благодарностями за такой проект.
В 2008 г. разгорелся судебный скандал, связанный с тем, что во время работы на британскую компанию i-CD Publishing Альберт Попков в свободное время якобы занимался своим проектом, который впоследствии стал самой популярной в России социальной сетью Одноклассники.ру. Британский работодатель утверждал, что Попков нарушил условия трудового контракта и поэтому должен отдать свой бизнес и все полученные от него доходы. Иск был подан еще в феврале 2008 г., истцами выступили британский разработчик онлайн-проектов i-CD Publishing и аффилированные с ним Carlene Investment и Passado. Я ничего плохого не сделал и ничего ни у кого не украл, - утвердал Попков. - Первый сайт Одноклассников я написал своими руками, запустил и до определенного этапа раскрутил практически в одиночку. У меня нет другого выбора, кроме как отстаивать свои интересы, и я готов идти до конца.
Женат. Жена Ирина - экономист, живет в Великобритании.
Одноклассники сегодня
Альберт Попков: “ На сегодняшний день проект «Одноклассники» все ещё находится на инвестиционной стадии. То есть потребляет больше, чем приносит доходов. Надо понимать, что такой сайт - это недешёвое удовольствие. У нас сейчас работает 500 серверов, которые очень дорого стоят. Плюс аренда каналов передачи данных, а мы одни из крупнейших генераторов трафика не только в России, но и среди других стран бывшего СССР. Основной заработок - это реклама. В России, по нашим оценкам, мы занимаем 5% рекламного рынка интернет-рекламы - это более миллиона долларов ежемесячно. А в Украине первый рекламодатель у нас появился совсем недавно. К тому же мы будем развивать платные сервисы. Например, сейчас можно отправить фото на мобильный телефон. Ещё одна составляющая бизнес-модели - это сайты знакомств и поиска работы, возможно, игровой сайт. Уже в этом году появятся виртуальные подарки. В отличие от подобных зарубежных проектов мы не будем закрывать основной функционал. Всё, что было бесплатным, таким и останется. Глобальный смысл - стать повседневной системой обмена сообщениями. Грубо говоря, когда мне надо позвать друзей, с которыми я вижусь два раза в год, попить пива, проще зайти на сайт. Я точно знаю, что они там есть. Не нужно искать телефоны, если они изменились.
Темпы прироста - 100 тысяч новых регистраций в день. Сегодня у нас почти 16 миллионов пользователей. Только за последний месяц заходило 11 миллионов человек. Ежедневно на сайте бывает около 5 миллионов. Есть небольшой спад посещаемости в рабочее время. Это связано с тем, что работодатели поняли, насколько мы опасны с точки зрения потерь рабочего времени. Или нас блокируют, или ограничивают. Но это компенсируется большим притоком на версию сайта для мобильных телефонов. Если раньше шёл разговор о тысячах человек в день, то сегодня это сотни тысяч.”