Валерий Михайлович Окулов - генеральный директор компании Аэрофлот
На Западе Аэрофлот привыкли воспринимать как некоего динозавра. Только от нас и от нашей работы зависит, сможем ли мы окончательно переломить это мнение и доказать, что Юрский период для компании далеко позади - говорит Валерий Окулов.
Валерий Михайлович Окулов родился 22 апреля 1952 года в городе Киров, которому сегодня возвращено его историческое название - Вятка. В 1975 году окончил штурманский факультет Академии гражданской авиации в Ленинграде по специальности инженер-штурман.
Он решил посвятить себя авиации, поскольку мечтал путешествовать и, кроме того, с ней была связана значительная часть жизни отца. Мечты сбываются. После Академии Валерий Окулов работал штурманом в Свердловском объединенном авиаотряде Уральского управления гражданской авиации и летал на самолетах Ан-24, Ан-12, Ту-154.
После перевода в 1985 году в Москву, в Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота, был штурманом на самолетах Ту-154, Ил-86, Ан-124, а накопив достаточно опыта, стал делиться им с молодыми авиаторами, работая ведущим штурманом-наставником Центра подготовки авиационного персонала Аэрофлота.
С 1995 года В.М. Окулов - член Совета директоров Аэрофлота, в августе 1996-го становится первым заместителем генерального директора компании, а 30 мая 1997 года - избран Генеральным директором ОАО Аэрофлот - Российские международные авиалинии, получив на общем собрании акционеров 92,7% голосов. Он сменил на этом посту Е. Шапошникова, назначенного помощником Президента РФ по вопросам авиации и космонавтики.
Возглавив в 1997 году предприятие, отягощенное многомиллионными долгами, он за пять лет превратил его в процветающую компанию.
Сегодня Аэрофлот прочно занимает место в списке ведущих авиакомпаний мира, по итогам минувшего года его чистая прибыль составит около 75 миллионов долларов, что является рекордом на фоне глобального кризиса в мировых авиаперевозках.
2 февраля 1998 года постановлением правительства России Окулов был введен в состав Комиссии по делам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Указом президента РФ от 24 декабря 1998 года он также был введен в состав Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экономической безопасности.
10 ноября 2000 года на XI съезде РСПП Окулов был избран в состав правления РСПП. В том же месяце был избран председателем Клуба командиров авиапроизводства России (КК-27).
В 2002 году акционеры Аэрофлота переизбрали Окулова на должность генерального директора на второй срок (на пять лет), а в июне 2007 года совет директоров Аэрофлота продлил полномочия Окулова еще на три года.
В прессе писали о том, что на посту генерального директора Аэрофлота Окулов проводил агрессивную политику как в области внутренних авиаперевозок, так и внешних. Весной 2004 года он подписал соглашение о присоединении Аэрофлота к глобальному авиаальянсу SkyTeam, который возглавляет Air France. В области внутренних перевозок Окулов добился от правительства льгот на закупку зарубежной техники без пошлин. Так, в частности, Аэрофлоту разрешено было приобрести 27 самолетов импортного производства в обмен на контракт по ИЛ-96.
Окулов отмечал необходимость отмены пошлин на импортные самолеты, указывая на то, что из-за них российские авиакомпании теряют в конкурентоспособности по отношению к ведущим мировым авиаперевозчикам. Как гендиректор Аэрофлота он также неоднократно выступал в прессе с прогнозами дальнейшего развития отечественной гражданской авиации и перспектив возглавляемой им компании, а также по поводу появления возможного конкурента Аэрофлота - авиаальянса Авиалинии России.
После того как весной 2008 года Аэрофлот покинул поддерживавший Окулова помощник президента РФ Виктор Иванов, долгие годы занимавший пост председателя совета директоров компании, появилась информация о том, что в Аэрофлоте может смениться генеральный директор.
Глава Минтранса РФ Игорь Левитин предложил генеральному директору АО Аэрофлот - российские авиалинии Валерию Окулову стать своим заместителем. Ранее этот пост занимал Александр Мишарин. В начале марта 2009 года Мишарин был назначен директором департамента промышленности и инфраструктуры правительства.
В марте 2009 Валерий Окулов принял предложение Игоря Левитина.
Окулов увлекается водным туризмом, горными лыжами, любит европейскую классическую живопись. Он женат, его супруга - на дочь первого президента России Бориса Ельцина Елена. У Окулова четверо детей - дочери Екатерина и Мария, сыновья Дмитрий и Иван Имеет внука.
Валерий Окулов является почитателем европейской классической живописи и отдает предпочтение активному отдыху. Он любит водный туризм, горные лыжи, рыбалку.
Валерий Михайлович состоялся и как летчик, и как бизнесмен. Его летное мастерство отмечено знаками За безаварийный налет и Отличник Аэрофлота, его достижения на ниве предпринимательства также получили заслуженное признание. Победитель рейтинга руководителей авиапредприятий журнала Формула карьеры, лауреат ежегодного конкурса Лучшие менеджеры России... Имя Окулова не покидает списка ведущих российских предпринимателей.
Валерий Окулов является членом Совета директоров ОАО АНТК им. Туполева, избран в состав Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, является членом Совета управляющих Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).