1 апреля 2009 года Владимир Познер отметил свое 75-летие, а родился он 1 апреля 1934 в Париже в семье еврейского эмигранта из России Владимира Александровича Познера и француженки Жеральдин Люттен. Предки отца жили в Познани, в то время Позен (житель Позена-Познер).
Родители не были расписаны, и до пяти лет маленький Володя считался незаконнорожденным. Мать увезла трехмесячного Познера в США, где устроилась работать монтажером во французском отделении кинокомпании Парамаунт. Лишь в 1939 году отец забрал семью снова во Францию, где родители официально зарегистрировали свой брак. Но уже через два года, жизнь в Вишистской Франции стала для них невозможной. Отец Познера не скрывал своих просоветских и прокоммунистических симпатий, и семья Познеров снова переезжает в США.
В Америке Познеры прожили до 1949 года. В 1945 году у них родился еще один мальчик – Павел. Семья жила весьма неплохо, поскольку Познер-старший зарабатывал в год до 250 тысяч долларов – немалые по тем временам деньги. Сам Владимир учился в дорогой частной школе, о чём с ностальгией вспоминает и по сей день.
15-летний Володя учился в специальной школе для детей немецких политэмигрантов, бежавших от Гитлера в СССР, а после войны вернувшихся в ГДР, где окончил восьмой и девятый классы. В 1952 семья переехала в СССР. В 1953 году Владимир поступил на биолого-почвенный факультет МГУ, который окончил в 1958.
Познер в журналистике
После окончания университета Владимир зарабатывал на жизнь научными переводами с английского и на английский. В 1959 г. через год после окончания университета Познер устроился литературным секретарем к известному поэту Самуилу Яковлевичу Маршаку. В печати стали появляться некоторые его прозаические и поэтические переводы. 'На самом деле я был просто писарем, который отвечал на письма из Англии, Франции, Америки', - вспоминает сам Познер. Это явно излишняя скромность: он был не 'писарем', а учеником Самуила Яковлевича в переводе поэзии с английского на русский язык.
Нужно отметить, у самого Самуила Яковлевича от знакомства с молодым Познером остались, мягко говоря, смешанные чувства. Об этой истории сам Познер не любит вспоминать и каждый раз по-разному интерпретирует случившееся. После кропотливого труда Познеру удалось наконец сделать переводы целых четырех стихотворений, с которыми честолюбивый 'ученик', получив одобрение учителя, тут же помчался в журнал 'Новый мир'. В редакцию журнала, однако, Познер прибыл уже с восемью переводами. Еще четыре были просто выкраны из стола Маршака (одна из интерпретаций Познера: 'будучи человеком ироничного склада, на всякий случай перепечатал еще четыре стихотворения - уже в переводе Маршака'). Воровство стало известно Маршаку и 'молодое дарование' с 'ироничным складом' (в другой интерпретации Познера - с 'авантюрным') вынуждено было искать другую работу. 'Конечно, я схулиганил, но получил большое удовольствие', - вспоминает Познер.
В октябре 1961 поступил на работу в Агентство Печати 'Новости', тесно связанное с КГБ, затем перешел на работу в Комитет по телевидению и радиовещанию (впоследствии Гостелерадио СССР) в качестве комментатора главной редакции радиовещания на США и Англию в программе 'Голос Москвы'. В 1967 году вступил в КПСС. До конца 1985 ежедневно вел свою радиопередачу на английском языке. Американские радиослушатели могли слышать его в ток-шоу Рэя Брима Лос-Анжелесской радиостанции KABC 790 AM. Также он появлялся в программе Nightline на ABC-TV.
В феврале 1970 года Познер сменил место работы – он стал комментатором Главной редакции радиовещания на США и Англию Гостелерадио СССР.
По воспоминанием бессменного ведущего советского Иновещания Иосифа Адамова: «Он писал ежедневные комментарии. И очень скучно. Посмотрите – вот рейтинг программ «Иновещания», сделанный где-то перед тем как Познер ушел с радио. Моя передача «Почтовый ящик» – 190 голосов, на втором месте «Новости» – 127 голосов, а вот у Познера – 57 голосов. В 3,3 раза меньше, чем у моей программы. А ведь он выступал каждый день. Он, на мой взгляд, до своей программы «Времена» ничего интересного на телевидении и не сделал. Познер показал себя умелым следователем. Допрашивать он умеет… По правде сказать, не очень любили его на радио. Вообще есть вещи, которые неприятны в людях».
В конце 70-х годов Познеру наконец удалось получить возможность выезда за границу. Он посетил Францию, США и ряд других западных стран. Более того, после 79-го года он начал часто появляться на американском телевидении, активно пропагандирую советский образ жизни. Инициатором появления Познера на американских голубых экранах стала заведующая московским бюро Эй-би-си, которая однажды решила, что хватит показывать диссидентов, надо дать слово простому лояльному советскому человеку и пригласила нашего героя на программу «Ночная линия» – Nigt Line.
В июле 1986 года в жизни Познера произошел крутой поворот – Познер принял предложение Главного управления внешних сношений ЦТ и провел первый в истории телемост – «Ленинград – Сиэтл». Затем был второй телемост между женщинами Бостона и Ленинграда, который подарил нам коронную фразу, запущенную некой дамой: «У нас в СССР секса нет» (окончание фразы «на телевидении» потонуло во взрыве хохота). Потом Познер сделал несколько разовых передач, после чего в конце 1987 года у него появилась собственная программа – «Воскресный вечер с Владимиром Познером» на московском канале.
Профессиональный уровень Познера рос день ото дня. Стоит отметить такой факт: по итогам обширного социологического исследования за 1989 год «Политические обозреватели и комментаторы информационных передач ЦТ в оценках московской аудитории» Владимир Познер был признан тележурналистом № 1.
В начале 1990 года Познер стал вести еще одну передачу – на втором канале под названием «Квадратура круга» (о межнациональных отношениях). Однако в сетке вещания ЦТ она продержалась недолго и исчезла. В апреле 1991 года, когда у руля ЦТ стоял Л. Кравченко, стало окончательно понятно, что наибольшие перспективы «профессионального» (читай – материального) роста будут у тех работников СМИ, кто вовремя переметнется на нарождающееся «частное» вещание. Многие популярные ведущие скопом покидали «Останкино». Ушел «на вольные хлеба» и Познер.
Его уход из ВГТРК и неприход на РГК вовсе не означал его желания навсегда исчезнуть с телевизионных экранов. Уходя, Познер добился принципиальной договоренности о дальнейшем сотрудничестве сразу с обеими компаниями. А пока он созвонился со своим старым приятелем Филом Донахью и предложил ему вместе делать передачу в Америке. Тот согласился, и вскоре мечта нашего героя о сытной и обеспеченной жизни за океаном стала реальностью: они вместе с женой уехали в США. Там популярный ведущий прожил несколько лет, периодически появляясь и на российских экранах (на РТР одно время выходила передача «Америка Владимира Познера»). Но в середине 90-х передача Познера и Донахью была закрыта. Почему? Послушаем самого Познера:
«Наш контракт надо было возобновлять каждый год. И вот в очередной раз нас приглашает президент кабельного канала «CNBC» и говорит: «Я собираюсь продлить ваш контракт, но есть несколько условий». (Здесь надо сказать, что Фил считается в Америке либералом, там сейчас это ругательное слово, а меня вообще записали в левые.) И начинает нам рассказывать, что мы можем говорить, чего не можем и т. д. Мы встали и ушли. И больше не вернулись. Интересно, что ничего особенно неприемлемого мы себе не позволяли. Как-то, рассуждая об интервенции японских машин на американский рынок, мы сказали, что не надо нападать на японцев, надо лучше делать американские машины. И сразу же обе автомобильные фирмы, дававшие рекламу в нашей программе, ее отозвали. Вот как осуществляется цензура в рыночном варианте, без всяких ЦК и Политбюро. Так что не стоит уж очень всерьез воспринимать разговоры о свободе слова в Америке...».
Находясь в Америке, Познер вскоре получил приглашение от компании «АТВ» выпускать самостоятельную передачу под названием «Мы». Поскольку заработать в Америке больше ничего не удавалось, Познер с женой, сделав несколько выпусков, наконец окончательно вернулись в Россию (которая, хоть так и не стала для него своей, но позволяла жить вполне безбедно…). А в начале 1996 года на свет родился еще один проект, в котором принял участие Познер – программа «Человек в маске». В середине 1999 года программа закрылась – уехала его создательница и ведущая Мэри Назари. Что касается Познера, то он без работы, конечно же, не остался. С сентября 1999 по март 2000 год – автор и ведущий программы «Мы и время».
С ноября 2000 по июль 2008 года Познер вел еженедельное общественно-политическое ток-шоу «Времена» на «Первом канале». В сентябре 2008 года объявил о закрытии этой программы.
В качестве комментатора участвовал в шоу «Король ринга» на «Первом канале».
С 11 февраля по 26 мая 2008 года на «Первом канале» еженедельно выходил цикл передач «Одноэтажная Америка» с участием Владимира Познера и телеведущего Ивана Урганта.
Итогом телепроекта стала книга «Одноэтажная Америка», написанная Познером совместно с американским кинодокументалистом Брайаном Каном и иллюстрированная фотографиями Ивана Урганта.
17 ноября 2008 года на «Первом канале» состоялась премьера авторской передачи Владимира Познера «Познер».
Владимир Познер вместе со своим братом Павлом открыл в Москве французский ресторан «Жеральдин», названный в честь матери братьев Познеров. Ресторан относится к типу заведений brasserie, популярных во Франции.
Женат на Екатерине Орловой, основателе и директоре Школы телевизионного мастерства. У Владимира Познера двое детей и трое внуков.
Книги
'Parting With Illusions' (Прощание с иллюзиями) (1990)
'Eyewitness: A Personal Account of the Unraveling of the Soviet Union' (Свидетель) (1991)
'Одноэтажная Америка' (2008). В соавторстве с Брайаном Каном, Иваном Ургантом.
Награды
Владимир Познер награжден Орденом Дружбы народов (1994), орденом Почета (1999), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006).
Награжден золотой медалью Общества «За лучший мир» (1997), призом «Золотой гонг», «Лучший телеведущий» Фестиваля Масс-Медиа - 94, специальным призом жюри фестиваля телепрограмм «Бархатный сезон» (1995), призом «Золотое перо» Союза Журналистов России.
Ассоциация иностранных корреспондентов присудила Познеру премию Дмитрия Холодова «Лучший репортаж о России».
В 1998 году программа «Человек в маске» стала победителем Национального телевизионного конкурса «ТЭФИ» в номинации «Ток-шоу», а в 2001 году программа «Времена» - в номинации «Публицистическая программа».