Адам СМИТ (Smith) . Годы жизни - (1723-90), шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. В Исследовании о природе и причинах богатства народов (1776) систематизировал столетнее развитие этого направления экономической мысли, описал теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе в целом, в которой действуют объективные законы, поддающиеся определению и познанию. При жизни Смита книга выдержала пять английских и несколько зарубежных изданий и переводов.
Начало научной деятельности
Родился и вырос в семье таможенного чиновника. Несколько лет учился в школе, затем поступил в университет Глазго в 1737 году на факультет моральной философии. В 1740 получил степень магистра искусств и частную стипендию для продолжения учебы в Оксфорде, где до 1746 года изучал философию и литературу.
В 1748-1750 годах Адам Смит читал публичные лекции по литературе и естественному праву в городе Эдинбурге. С 1751 он получает степень профессора логики в университете Глазго, с 1752 – степень профессора моральной философии. В 1755 опубликовал свои первые статьи в журнале Эдинбургское обозрение (Edinbourgh Review). В1759 выпустил в свет философский труд по этике Теория нравственных чувств, принесший ему международную известность. В 1762 году Смит получил ученую степень доктора юридических наук.
В 1764 он оставил преподавание и отправился на континент в качестве наставника юного герцога Баклю. В 1764-1766 посетил Тулузу, Женеву, Париж, встречался с Вольтером, Гельвецием, Гольбахом, Дидро, д'Аламбером, физиократами. По возвращении на родину жил в Керколди (до 1773 года), а затем в Лондоне, полностью посвятил себя работе над фундаментальным трудом Исследование о природе и причинах богатства народов, первое издание которого вышло в 1776.
С 1778 Смит занимал должность таможенного чиновника в Эдинбурге, где и провел последние годы своей жизни.
Философские и экономические взгляды
Экономическая теория, которую Смит изложил в Исследовании о причинах и богатстве народов, была тесно переплетена с системой его философских мировоззрений о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.
Одно из ключевых положений теории Смита - необходимость освобождения экономики от государственного влияния, препятствующему естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Адама Смита, желание людей покупать дешевле и продавать дороже, естественно, а потому все защитные пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободному обращению денег.
Ведя диалог с теоретиками меркантилизма, отождествляющими богатство с драгоценными металлами, и с физиократами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии, Смит доказывал, что богатство может быть создано всеми видами производительного труда. Труд, утверждал он, выступает и в качестве оценщика стоимости товара. При этом, однако, Смит ( в отличие от экономистов 19 века - Д. Рикардо, К. Маркса и др.) имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.
Благосостояние общества Смит связывал с увеличением производительности труда. Для этого он предлагал разделение труда и специализацию, ссылаясь на ставший с тех пор классическим пример булавочной мануфактуры. Однако степень разделения труда, подчеркивал он, напрямую связана с объемами рынка: чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей. Отсюда следовал вывод о необходимости убрать такие ограничения для свободного развития рынка, как монополии, цеховые привилегии, законы об оседлости, обязательном ученичестве и т. п.
Согласно теории Адама Смита первоначальная стоимость продукта при распределении делится на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато размер прибыли во вновь произведенной стоимости уменьшается. Совокупный общественный продукт делится на две основные части: первая - капитал – необходим для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем выше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация.
Вместе с тем Смит не стремился свести к 0 воздействие государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль судьи, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.