Мичио Сузуки - создатель мотоциклов Suzuki
Suzuki, как и Toyota, не всегда была автомобильным производителем; она тоже начала свою историю с ткацких станков. В 1909 году в небольшой деревне на японском побережье он открыл фирму по проектированию и производству ткацких станков. В течение первых тридцати лет Мичио Сузуки вместе с группой талантливых инженеров занимался усовершенствованием и выпуском оборудования для ткацкого производства. Полученные в результате кропотливой работы модели станков по большинству параметров смогли превзойти оборудование, производимое в Голландии и Британии – странах, являющихся бесспорными лидерами в этой отрасли машиностроения. Правительство Японии оценило вклад Мичио Сузуки в развитие промышленности и наградило его Медалью Синей Ленты.
В 1920 году компания Suzuki Loom Company была реорганизована, получила название Suzuki Loom Manufacturing Co., и Мичио Сузуки стал ее президентом.
Но, несмотря на успех своих станков, Сузуки принял решение: его компания должна развиваться и в других направлениях. В частности, было решено создать небольшой автомобиль. В 1937 году началась работа в этой области, и в 1939 году были созданы несколько прототипов компактных автомобилей; они были оснащены новаторскими на то время 4-цилиндровыми, 4-тактными двигателями с водяным охлаждением, мощностью 13 л. с. и объемом меньше 800 куб. см. Но этим прототипам не было суждено пойти в серию — надвигалась Вторая мировая война, и правительство объявило гражданские легковые автомобили предметом далеко не первой в данный момент необходимости.
После войны Сузуки снова вернулся к выпуску ткацких станков. Так как оккупационные власти поощряли ввоз хлопка в Японию и увеличивалось количество заказов от японских производителей текстиля, дела Сузуки шли в гору — пока в 1951 году хлопковый рынок не пережил кризис. Столкнувшийся с огромными трудностями Сузуки вновь задумался об автомобилях; точнее, на тот момент он думал о мотоциклах. В 1952 году вышла разработка Сузуки — его первый мотоцикл Power Free с весьма оригинальной конструкцией: помимо двухтактного двигателя объемом 36 куб. см он был оснащен еще и педалями, которыми можно было воспользоваться, помогая двигателю. Система была настолько удачной, что правительство выделило Сузуки финансовую субсидию для продолжения разработок.
И в 1953 году был выпущен Diamond Free — мотоцикл с двухтактным двигателем объемом 60 куб. см, выигравший в своем классе гонку Mount Fuji Hill Climb. Так началась история бесчисленных побед Suzuki в мотоспорте. Уже в 1954 году компания производила 6000 мотоциклов в месяц и сменила свое название на Suzuki Motor Co., Ltd. Через год компания приступила к выпуску автомобилей, представив свою первую модель — компактную малолитражку Suzulight с такими новшествами (для своего времени), как передний привод, независимая подвеска и рулевой механизм реечного типа. В 1955 году было продано 14 таких машин.
Сузуки продолжала разработку гоночных мотоциклов, развивая инженерные навыки и пытаясь научиться всему, чему только можно. К 1962 году Сузуки стала Чемпионом первого европейского Гран-при 1962 года в классе 50 см3. Год спустя Сузуки снова получила Чемпионский титул, а также одержала победу в классе 50 см 3 в классических гонках ТТ на Острове Мэн.
В том же 1963 году Сузуки импортировала новейшие мотоциклы в Америку. Успех не заставил себя долго ждать, так как водителям предлагался новый уровень цен и надежности при быстро увеличивающемся количестве разнообразных моделей Сузуки. Наиболее выделялись двухтактные модели Сузуки с вертикальными твинами. В 1966 году модель X-6 Hustler стала первой официальной моделью Сузуки, которая могла легально ездить по улицам, и самой быстрой японской моделью того времени с двигателем 250 см3. Вскоре появилась модель Titan с двигателем 500 см 3, которая оставалась в арсенале Сузуки до 70-х годов.
Завоевав успех на американском рынке мотоциклов, компания принялась расширять модельный ряд легковых автомобилей и компактных грузовичков, попутно осваивая новый для себя сегмент лодочных моторов. К 1968 году производство машин Suzuki достигло 193 тыс. штук. Половину выпуска составляли легкие грузовые и коммерческие автомобили на базе Fronte 360 (в этих модификациях мотор «переехал» вперед, и ведущими стали передние колеса). Именно в данном секторе японского авторынка фирма заняла ведущие позиции и с этого плацдарма пошла в наступление на мировой рынок.
1971 год — выпущен мотоцикл GT750, ставший массовым и весьма популярным. В мировом чемпионате по мотокроссу, в котором долго лидировали европейцы, пилот Роджер ДеКостер одержал победу на мотоцикле Suzuki в классе 500сс. В 1973 году открылось представительство Suzuki в Канаде, в 1974 — совместное предприятие по производству запчастей в Индонезии, а в 1975 — сборочное предприятие на Филиппинах. В том же 1975 году Suzuki совершила эксперимент, установив на мотоцикл роторный двигатель Ванкеля. Так появился Suzuki RE5, который выпускался весьма недолго и впоследствии стал предметом коллекционирования. В 1978 году президентом компании стал Осаму Сузуки, а в 1979 была представлена модель Alto.
В 1982 году Сузуки основала и стала лидером нового рынка — рынка мотовездеходов (all-terrain vehicles — ATV), выпустив первую ATV — хорошо раскупаемую QuadRunner LT125. Эта модель родила слоган Сузуки в области ATV: «Первая на четырех колесах». За выпуском LT125 последовала целая серия моделей Quads. Вскоре и конкурирующие фирмы стали выпускать собственные мотовездеходы.
В 1983 году на рынке появляется Cultus (Swift) – легковой автомобиль с литровым двигателем. Выпуском этой модели для продажи на европейском рынке занималось предприятие компании, расположенное в Венгрии. Сегодня выпуск Swift значительно сократился и ограничивается лишь 3-х и 5-дверными хэтчбеками с литровым мотором (53лс) в вариантах GLS и GC.
В этом же году новая разработка - ATV QuadRunner125 – выводит Suzuki Motor Co на лидирующую позицию на рынке вседорожников.
1985 год ознаменовался представлением широкой модельной линейки автомобилей американским потребителям. На создание репутации было потрачено несколько десятилетий, но прорыв был стремительным, а победа – полной. Сотни тысяч американцев буквально сметали с выставочных площадок Suzuki Samurai – практичную и мощную модель с полным приводом хотели иметь все.
В 1986 году был выпущен легендарный победитель гонок – мотоцикл GSX-R 750. В 1987 году в Колумбии началось производство Cultus. Общее количество автомобилей Сузуки, отправляющихся на экспорт, в этом году достигло 2млн экземпляров.
В 1988 году началось производство полноприводной модели Suzuki Escudo (Vitara) с 95-сильным 1,6-литровым двигателем. У Vitara множество названий и еще больше вариантов исполнения. На родине в Японии ее назвали Escudo, в США она известна как Geo Tracker… Авто может выпускаться с жестким верхом или тентом, в трех или пятидверном исполнении. Есть даже пятидверный универсал с удлиненной базой Vitara Long, который может быть оснащен по желанию покупателя любым мотором из линейки двигателей Suzuki Motor Co., Ltd.
В 1990 году Сузуки превращается из компании в корпорацию - Suzuki Motor Corporation.
В 1991 двухместный маленький автомобиль Cappuccino представлен на суд публики.
В 1993 появляется модель Wagon R, начинает работу производственное предприятие в Египте и, соответственно, продажи автомобилей Сузуки в этой стране. Подписан договор о создании совместного предприятия в Китае, начинает работу завод в Венгрии. В 1984 году объемы продаж автомобилей Сузуки достигли 10млн единиц.
1995 год ознаменовался появлением велосипеда с электромотором LOVE и построенных на платформе Vitara легковых субкомпактных автомобилей Baleno и X-90. Под маркой Geo в США стартуют продажи модели Metro.
В 1997 году начинает выпускаться суперпопулярная модель Wagon R Wide (Wagon R+) с литровым двигателем, продажи которой достигнут четверти миллиона единиц в год, и будут долго держаться на этом уровне. Metro под маркой Chevrolet продается в Европе. В этом же году состоялась презентация Grand Vitara с линейкой двигателей объемом от 1,6 до 2,5 литра и мощностью 107-160лс.
В 1998 на зарубежных рынках появляются модели Grand Vitara и Kei, в 1999 году начинается выпуск 7-местного Every+. Число мотоциклов, выпущенных компанией, перевалило за отметку 40 миллионов. Подписывается соглашение о сотрудничестве с Fuji Heavy Industries.
В 2000 году Suzuki Motor Corporation выходит на 12-е место в мире по количеству продаж выпускаемых автомобилей с результатом 1,8млн. единиц в год. Компания отметила свой 80-летний юбилей, выпустила на рынок новые модели Grand Escudo и Wagon R Solio, основала фонд образования и культуры. Президентом корпорации Сузуки стал Масао Тода. По данным Automotive news корпорация признана «Самой быстроразвивающейся японской автомобильной компанией в Америке».
В 2001 году начаты поставки в Америку самого крупногабаритного автомобиля компании – внедорожника XL-7. На внутреннем рынке тоже появляются новики. Это 7-местный Every Landy с двигателем 1,3 л, легковой Aerio с двигателем 1,5 л, Aerio Sedan и мини-кар MR Wagon. Выпущены и новые модели мотоциклов - 400-кубовый Intruder Classic в американском стиле, большой 1,2-литровый GS1200SS, GSX1400. Компания отказывается от использования красок, содержащих свинец, в производстве автомобилей и мотоциклов. Достигнуты соглашения с Nissan и Kawasaki, объявлено о начале совместной работы с General Motors над созданием модели Chevrolet Cruze.
В 2002 году появился мини-кар Alto Lapin и новая модель Jimny Sierra, начался экспорт Chevrolet Cruze, а Ignis получил звание Самый красивый автомобиль 2003 года. Grand Vitara-New, выпускаемая, как и прежде, в 5-ти и трехдверном варианте, была предствлена в новой версии в 2005 году. И, наконец, в 2006 году появился кроссовер SX4 – переднеприводной и полноприводной.
В настоящий момент основные интересы производственной деятельности компании лежат в сфере выпуска малолитражных и компактных автомобилей. Производятся также мотоциклы, лодочные моторы и даже инвалидные коляски, оснащенные электромоторами. Сегодня Suzuki занимает 11-е место по количеству продаж автомобилей (900 000 машин в год). Огромной популярностью пользуются мотоциклы Suzuki – их продается около 2млн в год по всему миру.
Из горстки энтузиастов, примкнувших когда-то к основателю компании, штат специалистов разросся до 15 000 человек, продукция успешно реализуется не только в Японии, но и почти в 200 странах мира. Огромное количество мотоциклов и автомобилей Suzuki ежегодно сходят с конвейеров многочисленных предприятий компании, расположенных в Европе, Африке, США, Азии. Suzuki продолжает разрабатывать новые модели, совершенствовать технологические процессы, открывая новые горизонты автомобилестроения.
Сегодня основной сферой деятельности компании остается производство малолитражных внедорожников, компактных городских коммерческих автомобилей, мотоциклов, лодочных моторов и даже инвалидных колясок с электроприводом. Автомобили Сузуки выпускаются во многих странах мира от Юго-восточной Азии до Латинской Америки. Компания, которая еще полвека назад состояла из небольшой группы специалистов по производству текстильного оборудования, насчитывает сегодня более 15000 сотрудников и продает свою продукцию более чем в 190 странах .