Вадим Куликов родился 5 декабря 1969 года в Башкирии.
Образование: Московский Технический университет имени Баумана.
Лауреат премии Медиаменеджер года '2002 в номинации Рекламная индустрия.
Первый миллион долларов Вадим Куликов заработал в 26 лет. В 29 лет он руководил лидирующей в своем сегменте рынка фирмой, а спустя еще четыре года сумел продать акции западному банку.
Вадим Куликов, сын преподавателя химии и учительницы немецкого языка, с 12 лет мечтал стать ученым. Несмотря на то что увлечения уроженца башкирского города Туймазы были крайне разнообразными – от авиамоделирования до вязания крючком, – больше всего его интересовала теория физики, особенно раздел, связанный с термоядерными реакциями. Прочитав все книги, какие только были по этой теме, Вадим сам написал несколько статей для журнала «Юный техник». Он даже придумал несколько задач повышенной сложности по квантовой механике, которые были включены позже в учебники по физике. В 1984 году публикация Куликова в журнале «Радио» о возможности наложения световых эффектов на музыку вызвала массу откликов. Сотрудники НИИ испытывали настоящий шок, узнавая, что ведут научную переписку с учеником 8 класса обычной средней школы.
Выиграв олимпиаду МФТИ в девятом классе, Куликов не сомневался, что билет студента лучшего физико-технического вуза страны уже у него в кармане. В самом деле, ему достаточно было сдать все вступительные экзамены на «тройки», что было нетрудно, учитывая, что учился Куликов исключительно на «пятерки». Однако он еще до экзаменов не прошел медкомиссию. Оказывается, советские ученые должны были иметь почти идеальное зрение, чем юный физик из Башкирии похвастаться не мог. До сих пор «провал» при поступлении в МФТИ руководитель крупнейшей в России компании по коммуникациям на местах продаж считает самым большим поражением в своей жизни.
Поступив в МВТУ им. Баумана (специальность – ракетостроение) «с отвратительным настроением», Куликов лишь спустя несколько лет понял, в чем ценность опыта, приобретенного в этом вузе. «Выпускники МВТУ самые настоящие кризис-менеджеры, – говорит Куликов. – Во многих институтах ходят байки о студенте, выучившем китайский язык за одну ночь, но только в МВТУ это реально. Стиль жизни студентов МВТУ сформировал их управленческие качества: и в Советском Союзе, и сейчас они руководят предприятиями, тогда как выпускники остальных технических вузов в основном заведуют лабораториями». Простой, но вместе с тем нетривиальный подход к решению задач по физике не раз потом пригодился Куликову в бизнес-практике.
Бизнесом Куликов занялся в 1989 году, на втором курсе: «Я продавал какие-то книги, но денег это почти не приносило. Поэтому я стал участвовать только в проектах, где была высокая добавленная стоимость – например, какая-то научная составляющая». В частности, он занимался разработкой компьютерного обеспечения для нефтяников. Автоматизированная система разводки нефтепровода, которую Куликов на пару с приятелем создали за три месяца, стоила 3 млн руб., аналогичная американская – $5 млн. Сделав семь инсталляций своей разработки, молодые физики узнали, что такое большие деньги. «Мы могли каждый день покупать по автомобилю, правда их тогда в свободной продаже не было, – вспоминает Куликов. – Отложить удалось совсем немного: почти все деньги я тратил на компьютеры, стоившие тогда очень дорого».
К моменту окончания вуза Куликов успел создать собственную небольшую компанию «Сибмикс Хотлайн», работавшую в качестве дилера Hitachi. В 1994 году в «Сибмикс Хотлайн» помимо гендиректора Куликова работали еще четыре человека: Алексей Малков (сейчас финансовый директор «Витрины А»), Олег Дадабаев (технический директор), Виталий Саханов (заместитель генерального директора по развитию) и Татьяна Куликова (дизайнер).
Куликов и четыре его товарища по МГТУ имени Баумана основали «Витрину А» в 1994 г. Поначалу они хотели разрабатывать софт и торговать электроникой, но деньги им принес менее высокотехнологичный бизнес — изготовление вывесок. Первый заказ в области BTL — на световые панно — сделал производитель аудиовидеотехники Hitachi. Затем компания быстро освоила выпуск прочих материалов для мест продажи (POSM, point-of-sale materials): сигаретных диспенсеров, фирменных стоек-тестеров для косметики… Список клиентов «Витрины А» пополнили BAT, Coca-Cola, Philip Morris, «ВымпелКом», «Вимм-Билль-Данн». Видели в косметических магазинах стойки Maybelline? Это продукция «Витрины А». Указатели с названиями отделов в четырех московских гипермаркетах «Ашан» — тоже. В некоторых случаях «Витрина А» делает весь интерьер небольших торговых помещений — например, салонов сотовой связи Divizion.
1998 год, к концу которого объемы российского рекламного рынка сократились в несколько раз, для компании Куликова оказался крайне успешным. Доля «Витрины А» на рынке коммуникаций на местах продаж увеличилась с 8% до 33%. Сам Куликов объясняет такой скачок в том числе и уходом западных конкурентов, начавших инвестировать в Россию в 1996 году.
Следующим серьезным шагом в развитии группы компаний «Витрина А» стала реструктуризация бизнеса в 1999 году. «До этого мы просто наслаждались собственными успехами, не особо обременяя себя мыслями о дальнейшем развитии компании», – говорит Куликов. Но в 1999 году дал о себе знать кризис на рекламном рынке: продажи упали почти до нуля. Пришлось реорганизовать структуру компании, применить новую маркетинговую тактику. Именно тогда Куликов ввел программу «24 часа» – на режим круглосуточной работы перешли отделы приема, производства и выдачи заказов. Помимо этого в «Витрине А» появилась новая система мотивации персонала: в частности, коммерческий отдел перешел на авансовую систему получения зарплаты, размер которой каждый работник определял самостоятельно. В результате компания не только поправила текущие дела, но даже сумела добиться 15-процентного роста продаж по сравнению с предыдущим годом.
«В плане реструктуризации компании мне очень помогла Софи Верньяс (сейчас руководитель российского представительства консалтингового агентства The Amrop Hever Group. – Прим. «Ко»), – говорит Куликов. – Встреча с нею в 1997 году во многом предопределила мою судьбу в бизнесе. Ее консалтинг крайне жесткий. После некоторых замечаний Верньяс я по нескольку дней не могу прийти в себя». Как-то, советуясь с Софи по поводу смещения с должности одного топ-менеджера, Куликов засомневался: «Этот человек незаменим, он бесценен, мы не можем его снять…» Верньяс ответила холодно: «Незаменимыми людьми полны кладбища». «Она была права с точки зрения бизнеса, как бы жутко ни звучала эта фраза с человеческой точки зрения», – говорит Куликов.
Сама Софи Верньяс очень высоко оценивает менеджерские качества Куликова: «Этот человек умеет не только генерировать по 100 идей в секунду, но и воплощать их в жизнь. Он не боится делегировать полномочия другим сотрудникам, как это часто бывает с руководителями, с нуля создавшими свои компании». Единственный недостаток Куликова, по мнению Верньяс, – недостаточная требовательность к подчиненным.
«Куликов похож на электрон, – говорит Александр Меньшиков, генеральный директор компании «Дар-Экспо», конкурента «Витрины». – Такой же быстрый и вездесущий». Альберто Моранди, говоря о личных качествах Куликова, также пользуется эпитетами из области физики. «Его запас энергии сильно превышает среднестатистические показатели, – говорит Моранди. – Кроме того, он настоящий стратег. С теми дополнительными людскими и финансовыми ресурсами, которые сейчас осваивает «Витрина А», компания может превратиться в хороший объект для инвестиций».
Софи Верньяс, консультировавшая «Витрину А», говорит, что та развивается эффективно: помимо того что Куликову удалось создать уникальную для российского рынка компанию, он еще и очень вовремя осознал, что компании необходимы дополнительные инвестиции. «Сейчас компания переживает реструктуризацию: Вадим все больше отходит от оперативного управления. Кроме того, мне кажется, что «Витрина А» вплотную подходит к такому этапу своего развития, когда возникает необходимость в появлении в ней менеджеров нового типа. Так довольно часто бывает даже с самыми успешными компаниями, созданными группой друзей», – говорит Верньяс.
Сможет ли Куликов, очень ценящий дружбу, решить проблему роста, о которой говорит Верньяс? От ответа на этот вопрос зависит и то, сможет ли «Витрина А» увеличить свою долю на рынке. Меньшиков из «Дар-Экспо» не спорит с тем, что Куликову удалось собрать команду настоящих профессионалов и что «Витрина А» действительно динамично развивающаяся компания, но при этом сомневается в способности «Витрины А» захватить 30% рынка. «Это больше похоже на саморекламу», – говорит он. К тому же, по слухам, которыми поделились с «Ко» несколько конкурентов «Витрины», в ближайшее время Вадим Куликов собирается совсем отойти от руководства компанией и занять пост в правительстве Башкирии. Правда, сам Куликов эти слухи опровергает. Он утверждает, что подобные предложения поступали к нему раньше, но уходить в политику он пока не собирается.
Витрина А сегодня
На сегодняшний день Группа компаний «Витрина А» является безусловным лидером стремительно растущего рынка маркетинговых коммуникаций на местах продаж в России и СНГ, а также входит в тройку лидеров национального рынка BTL.
В составе холдинга функционирует ряд компаний, оказывающих услуги во всех сегментах рекламной индустрии:
«VA Solutions» - Разработка и реализация комплексных решений в области визуальных маркетинговых коммуникаций на местах продаж.
«Display Depo» - Производство POS материалов для наружного оформления, оформления входной группы, торгового зала, места выкладки, а также POS для прикассового пространства. Изготавливает более 3000 наименований продукции - POS материалов.
«ActiVA» - Производство широкоформатной печати для наружной рекламы и интерьерного использования. Изготовление широкоформатной печати любых размеров, для любого типа рекламоносителя, а также осуществление производства широкоформатной печати по технологии 3М для рекламы на транспорте, напольной и витринной графики. Располагает одним из лучших парков оборудования для производства широкоформатной печати.
«ExpoTek» - Производство выставочных конструкций. Дизайн и изготовление выставочных стендов, мобильных выставочных стендов, тентовых конструкции, а также осуществляет оформление демонстрационных залов, праздничных мероприятий и сценическое оформление с использованием широкоформатной печати и POS.
«Facade decor» - Производство наружной рекламы. Изготовление наружной рекламы и вывесок для оформления фасадов мест продаж. Подразделение специализируется на изготовлении таких элементов наружной рекламы как: крышные установки, объемные буквы, вывески, световые короба, козырьки и маркизы, а также неоновые вывески. Предлагает услуги по архитектурной подсветке зданий, монтажу и пост-обслуживанию вывесок и других конструкций наружной рекламы.
Продукция Группы компаний «Витрина А» признана ведущими ассоциациями производителей POS материалов, широкоформатной печати и наружной рекламы: компания является действительным членом международной ассоциации Global Instore Communications (GIC), входит в профессиональную международную ассоциацию POPAI Россия, International Sign Association (ISA), International Advertising Association (IAA), а также является членом рекламной гильдии МТПП.
Среди достижений компании: Первое место на международном конкурсе POS материалов Sign Design Competition; Лауреат национальной премии Бизнес олимп; Получение сертификата программы Московское качество; Компания года в области маркетинга; Диплом Российского Фонда Защиты Прав Потребителей. Многочисленные победы на российских и международных конкурсах рекламной и POS продукции. Производственная база Группы компаний «Витрина А» является крупнейшей в России.